Идёт по лесу бык, встречает барана, потом свинью, гуся и пе-туха и приглашает их в попутчики — от зимы лета искать. бык предлагает строить избу, чтобы было где жить, когда настанут хо-лода, но никто не хочет ему: баран отговаривается тем, что у него тёплая шерсть, свинья говорит, что зароется в землю и согреется, а гусь и петух собираются залезть в ельник, одно крыло подстелить под себя, а другим накрыться и так зимовать. прихо-дится быку строить дом в одиночку. настаёт зима с лютыми морозами, и все просятся в избушку, а бык не пускает. тогда баран грозится выбить бревно из стены, свинья — подрыть столбы, гусь — выщипать мох из стен, а петух — разгрести землю на крыше. делать нечего, бык пускает их всех в избушку. лиса слышит, как петух в тёплой избушке песенки поёт, приходит к медведю с волком и рассказывает им, что нашла для них добычу — быка да барана медведь открывает дверь, лиса бросается в избушку и хочет схватить петуха, но бык с бараном убивают ее. тогда туда заходит волк, но и его ждёт та же участь. одному медведю удаётся уйти живым, но и ему бык с бараном как следует бока намяли!
Создать характеры героев, выразить мысль о единении сил перед лицом внешней опасности автору «» такие приёмы: •многочисленные олицетворения, впечатление участия сил природы или человеческих чувств на той или иной стороне: «рек », «поднялась обида от курганов…», «уж лиса на щит червлёный »; •зооморфные сравнения: «буй-тур всеволод», всеслав «выскочил из белгорода зверем», ярославна кличет, как «кукушка раннею весною» (в тексте н. а. заболоцкого повторяется это не понятное сравнение. в изначальном тексте ярославна названа некоей «зигзицей», то есть, скорее всего, чайкой), князь игорь в зависимости от ситуации сравнивается (превращается) то в горностая-белку, то в серого волка, то в сокола; •повторы: «о руская земля! уже за шеломянемъ еси! ».