Тема урока: Человек и природа в романе Ч. Айтматова «Плаха».
Цели урока: 1. Добиться, чтобы учащиеся глубоко осмыслили прочитанные строки произведения, выработать умение выделять из текста детали, характеризующие героя, выявлять взаимосвязь рассматриваемых явлений, делать обобщения.
2. Используя коллективные обучения, развивать критическое мышление, умение работать в коллективе, проявлять внимание к мнению других, развивать русскую речь учащихся.
3. Воспитывать чуткость, учить бережно относиться к природе, подвести школьников к осознанию таких нравственных понятий, как долг, ответственность.
Оборудование урока: интерактивная доска, портрет Ч. Айтматова, цитаты, иллюстрации, словарные карточки, куб с заданиями, музыка, фломастеры, ватман.
-Хотите узнать, что сегодня скрывается по ту сторону этого волшебного экрана?
-Но прежде скажите, что такое ПРИРОДА?
(Значит всё: и животные, и птицы, и растения являются лицом природы, олицетворяют природу?)
После проблем мира и войны проблема человека и земли, проблема отношений человека и природы – самая важная в нашей современности.
И сегодня мы поговорим об этом.
(Слайд №1)
-На уроке мы познакомились с романом Ч. Айтматова «Плаха», прочитали отрывки из произведения. Проблема угрозы земному процветанию - центральная и в романе Ч.Айтматова «Плаха». К чему приводит безответственное отношение человека к окружающей его природе?
Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём строки из стихотворения русского поэта Ф.И.Тютчева:
(Слайд №2)
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
(После пояснения слов мните - думаете, предполагаете, слепок- то, что слепили,
лик (уст.) – лицо учащиеся записывают эпиграф в тетрадях.
(Слайд №3)
« Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поём ей гимны. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение». /Василий Белов/.
Роман начинается с многокрасочного описания природы Моюнкумов.
Бескрайние степи, зеленые долины, высокогорные тропы – всё покоряет своей неповторимой красотой, все восхищает писателя.
Слайд№ 4
«Не видно было ни конца, ни края этой земли. Всюду темные, едва угадываемые дали сливались со звездным небом. На десятках километров – «несть числа» быстроногим сайгакам, стада могучих яков, бесконечное количество мелкой живности и стаи птиц. Но это «изначальное равновесие» - солнце в небе, пустынные горы, полная тишина - попирается людьми. В древности охотники приходили, вооруженные стрелами, потом появлялись с «бабахающими ружьями». Но пришло время, и «человекобоги» стали устраивать облавы на машинах, прилетать на вертолетах – не охотники, а «расстрельщики», косящие всё живое, «как будто сено на огороде».
- Какие чувства вы испытали при чтении?
Обратите внимание на выделенные слова.
-Возникали у вас какие – нибудь вопросы при чтении?
Слайд№5-6
ΙΙΙ. Словарная работа.
Плаха – обрубок дерева, на котором отсекали голову казнимого человека;
место казни.
катастрофа – крушение, несчастный случай /апат/
гармония – соответствие, согласие.
милосердие- сострадание.
IV. Работа в микрогруппах (5 групп).
- Сейчас каждая команда получит своё задание. Кому какое задание выпадет, определит куб. Каждый в группе работает над выпавшим заданием сначала индивидуально, затем все вместе готовят ответ. От группы выступит 1 человек.
Итог работы оформите на листе и поясните классу.
Слайд№ 7
Задания: 1) Опиши состояние Акбары, когда у неё забрали её волчат.
Подтверди примерами из текста.
2) Сравни Бостона и Базарбая.
3) Анализируй. /Тема, идея произведения, актуальность проблемы/.
4) Синквейн «Человек», «Волчица Акбара»
♫ Время работы – 7 минут. ( Пока группы работают, звучит тихая музыка).
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Б. ПАСТЕРНАКА «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА». Олег Вальяников
В стихотворении Бориса Пастернака «Рождественская звезда» лирический герой, выступая в роли рассказчика, изображает невероятно торжественный, знаменательный эпизод из священной книги «Евангелие» – Рождение Христа. Он старается максимально ярко передать происходящее: блаженный трепет, благоговение всего живого перед чудом, перед чем-то искренне, бесконечно добрым, готовым простить людям все их грехи, приняв страдание на себя.
Всё стихотворение можно разделить на несколько смысловых частей: первые его строфы повествуют о месте, где родился младенец; далее перед нами восходит образ звезды, словно Божьим гласом предвещающей всему о случившемся; появляются спешащие к вертепу пастухи, вместе с ними идут бестелесные ангелы… Все желают лицезреть Божьего сына.
Начиная читать стихотворение, человек тут же проникается пытливым волнением грядущего, которое создаётся поэтом при прежде всего, ритма – разностопного амфибрахия, придающего, с другой стороны, некоторую лаконичность. Предложения, в меру распространённые, изобилуют большим количеством существительных – предметов и существ, описываемых в произведении. Даже если прочитать только их, всё равно сложится ясная картина происходящего: зима, ветер, степь, младенец, вертеп, склон, холм… Это говорит о мастерстве и точности Пастернака при создании ключевых образов читателю очень ярко проецировать сюжет у себя в со-знании.
Тема урока: Человек и природа в романе Ч. Айтматова «Плаха».
Цели урока: 1. Добиться, чтобы учащиеся глубоко осмыслили прочитанные строки произведения, выработать умение выделять из текста детали, характеризующие героя, выявлять взаимосвязь рассматриваемых явлений, делать обобщения.
2. Используя коллективные обучения, развивать критическое мышление, умение работать в коллективе, проявлять внимание к мнению других, развивать русскую речь учащихся.
3. Воспитывать чуткость, учить бережно относиться к природе, подвести школьников к осознанию таких нравственных понятий, как долг, ответственность.
Оборудование урока: интерактивная доска, портрет Ч. Айтматова, цитаты, иллюстрации, словарные карточки, куб с заданиями, музыка, фломастеры, ватман.
Активизируемая лексика: плаха, катастрофа, гармония, милосердие.
Ι. Организационный момент. Целевая установка. Ознакомление с темой, задачами, структурой урока.
Побуждение.
(перед интерактивной доской)
-Хотите узнать, что сегодня скрывается по ту сторону этого волшебного экрана?
-Но прежде скажите, что такое ПРИРОДА?
(Значит всё: и животные, и птицы, и растения являются лицом природы, олицетворяют природу?)
После проблем мира и войны проблема человека и земли, проблема отношений человека и природы – самая важная в нашей современности.
И сегодня мы поговорим об этом.
(Слайд №1)
-На уроке мы познакомились с романом Ч. Айтматова «Плаха», прочитали отрывки из произведения. Проблема угрозы земному процветанию - центральная и в романе Ч.Айтматова «Плаха». К чему приводит безответственное отношение человека к окружающей его природе?
Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём строки из стихотворения русского поэта Ф.И.Тютчева:
(Слайд №2)
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
(После пояснения слов мните - думаете, предполагаете, слепок- то, что слепили,
лик (уст.) – лицо учащиеся записывают эпиграф в тетрадях.
(Слайд №3)
« Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поём ей гимны. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение». /Василий Белов/.
Роман начинается с многокрасочного описания природы Моюнкумов.
Бескрайние степи, зеленые долины, высокогорные тропы – всё покоряет своей неповторимой красотой, все восхищает писателя.
Слайд№ 4
«Не видно было ни конца, ни края этой земли. Всюду темные, едва угадываемые дали сливались со звездным небом. На десятках километров – «несть числа» быстроногим сайгакам, стада могучих яков, бесконечное количество мелкой живности и стаи птиц. Но это «изначальное равновесие» - солнце в небе, пустынные горы, полная тишина - попирается людьми. В древности охотники приходили, вооруженные стрелами, потом появлялись с «бабахающими ружьями». Но пришло время, и «человекобоги» стали устраивать облавы на машинах, прилетать на вертолетах – не охотники, а «расстрельщики», косящие всё живое, «как будто сено на огороде».
- Какие чувства вы испытали при чтении?
Обратите внимание на выделенные слова.
-Возникали у вас какие – нибудь вопросы при чтении?
Слайд№5-6
ΙΙΙ. Словарная работа.
Плаха – обрубок дерева, на котором отсекали голову казнимого человека;
место казни.
катастрофа – крушение, несчастный случай /апат/
гармония – соответствие, согласие.
милосердие- сострадание.
IV. Работа в микрогруппах (5 групп).
- Сейчас каждая команда получит своё задание. Кому какое задание выпадет, определит куб. Каждый в группе работает над выпавшим заданием сначала индивидуально, затем все вместе готовят ответ. От группы выступит 1 человек.
Итог работы оформите на листе и поясните классу.
Слайд№ 7
Задания: 1) Опиши состояние Акбары, когда у неё забрали её волчат.
Подтверди примерами из текста.
2) Сравни Бостона и Базарбая.
3) Анализируй. /Тема, идея произведения, актуальность проблемы/.
4) Синквейн «Человек», «Волчица Акбара»
♫ Время работы – 7 минут. ( Пока группы работают, звучит тихая музыка).
(1- Волк- хищник, злой, жестокий зверь, опасность, сила, выносливость, преданная семейная пара, привязанность.)
Слайд№ 8-9
Объяснение:
Объяснение:
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Б. ПАСТЕРНАКА «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА». Олег Вальяников
В стихотворении Бориса Пастернака «Рождественская звезда» лирический герой, выступая в роли рассказчика, изображает невероятно торжественный, знаменательный эпизод из священной книги «Евангелие» – Рождение Христа. Он старается максимально ярко передать происходящее: блаженный трепет, благоговение всего живого перед чудом, перед чем-то искренне, бесконечно добрым, готовым простить людям все их грехи, приняв страдание на себя.
Всё стихотворение можно разделить на несколько смысловых частей: первые его строфы повествуют о месте, где родился младенец; далее перед нами восходит образ звезды, словно Божьим гласом предвещающей всему о случившемся; появляются спешащие к вертепу пастухи, вместе с ними идут бестелесные ангелы… Все желают лицезреть Божьего сына.
Начиная читать стихотворение, человек тут же проникается пытливым волнением грядущего, которое создаётся поэтом при прежде всего, ритма – разностопного амфибрахия, придающего, с другой стороны, некоторую лаконичность. Предложения, в меру распространённые, изобилуют большим количеством существительных – предметов и существ, описываемых в произведении. Даже если прочитать только их, всё равно сложится ясная картина происходящего: зима, ветер, степь, младенец, вертеп, склон, холм… Это говорит о мастерстве и точности Пастернака при создании ключевых образов читателю очень ярко проецировать сюжет у себя в со-знании.