Поэма М.Ю.Лермонтова «Песня о купце Калашникове…» Идейный смысл поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…" Историзм и народность поэмы.
"Поэма Лермонтова - создание мужественное,
зрелое и столь же художественное, сколько
и народное".
В.Г.Белинский.
ответь на вопросы кратко (сами вопросы списывать ненужно):
1. Кто назван главным героем поэмы? (Царь Иван Васильевич).
2. Какая характеристика больше ему подходит:
А. "Взгляд его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка, но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие…сильного и благородного по природе своей духа…"
Б. "Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна…Вы видите, что любовь – не шуточное дело,…но страсть натуры сильной, души могучей".
В. "Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут"…
3. Какие черты царя противоречат друг другу?
4. Как и почему меняется настроение царя? Как показывает это автор?
5. Серьёзно ли относится царь к душевной скорби своего любимца? Что он советует ему?
6. Как же быть Кирибеевичу, если девица и после этого не полюбит его? Что говорит об этом царь?
7. Можно ли сказать о царе, что он всегда жесток и своеволен? Признаёт ли он христианские законы? Есть ли в нём благородство?
8. Каким же мы видим Кирибеевича? Каков он на царском пиру? Как он говорит о своей сердечной боли? Как он рассказывает о своей возлюбленной?
9. Но почему же он не сказал царю, что полюбил замужнюю женщину?
10. Почему же Кирибеевич всё же решается на бесчестный поступок? Виноват ли в этом царь?
11. Можно ли уважать Кирибеевича за его любовь, как уважаем мы его за удаль молодецкую?
12. Что можно сказать о Степане Калашникове? Какие главные его черты он выделяет?
13. Перед боем, кому кланяется Кирибеевич, выходя на круг? Кому кланяется Калашников?
14. В чём черпает силы Калашников?
15. Почему Калашников не скрывает, что убил Кирибеевича "вольной волею"? Может, царь и простил бы его?
16. Кто виноват в том, что царский опричник пользуется в государстве безнаказанностью? (В этом виноват царь).
17. Как же решает царь?
18. Где похоронен Калашников?
Проблемный вопрос: Так только ли за честь семьи выступает Калашников?
Калашников выступает ещё и против неправедной власти, унижения простого человека.
Вывод: М.Ю.Лермонтов размышляет о чести и достоинстве человека, и в очень трудную пору своей жизни не боится выступить в своей поэме против произвола и насилия власти. Симпатии автора отданы Степану Калашникову.
Ираклий Андроников, исследователь творчества Лермонтова, говорил о значении поэмы так: "Она заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности".
Это МЕССА — многочастное произведение культовой музыки для хора, иногда с участием певцов-солистов и инструментальным сопровождением. Исполняется в католических церквах. Название “месса” происходит от латинского выражения “Ite, missa est ecclesia” — “Идите, собрание распущено”. Этими словами на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие испытание, в церкви могли оставаться только принятые в обшину. Форма мессы сложилась в IV в. Обязательных частей в мессе пять: 1) Kyrie (Господи) , 2) Gloria (Слава) , 3) Credo (Верую) , 4) Sanctus (Свят) и Benedictus (Благословен) ,5) Agnus Dei (Агнец Божий) . Музыку месс создавали великие композиторы эпохи Возрождения — Палестрина, Дюфаи, Жоскен Депре, в XVIII и XIX вв. — И. С. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Дж. Россини, Ф. Шуберт, С. Франк, Ф. Лист, А. Брукнер и мн. др. В наши дни часто исполняются в концертах Месса си минор Баха, Большая месса Моцарта, Торжественная месса Л. Бетховена.
В работе исследован образ Геракла – величайшего героя древней Греции – в раннем русском искусстве, а также в трудах летописцев, ученых и вв. Установлено, что на всем протяжении истории Руси, а затем и России, Геракл, невзирая на языческие корни его образа, воспринимался исключительно с положительной стороны. Осуждению изредка подвергался лишь факт его обожествления со стороны греков и римлян. Образ Геракла был позитивно принят и православной церковью, которая опиралась на византийскую доктрину, где Геракл также рассматривался как богоугодный истребитель чудовищ и защитник людей от зла. В результате исследования выявлена исключительная популярность Геракла в русском искусстве и литературе, где он выступал в классическо-эллинистическом образе. Он оставался эталоном физической силы, человеческой мощи и одновременно – образцом благородства, вершителем двенадцати великих подвигов. Научный труд содержит материалы из авторской монографии с рабочим названием «Двенадцать подвигов Геракла в античной литературе и нумизматике»