В учебниках «Русская словесность. От слова к словесности» Р.И. Альбетковой разговор об эпитете начинается в 5-м классе и продолжается до 9-го. Ведь это языковое средство не так просто, как кажется на первый взгляд. В 5-м классе, рассматривая стихотворение Пушкина «Зимняя дорога», мы видим эпитеты: волнистые туманы; печальные поляны; льет печально свет; по дороге зимней, скучной; тройка борзая; колокольчик однозвучный; утомительно гремит. При этом замечаем, что эпитетами могут служить не только прилагательные, но и наречия. Предложим школьникам высказать свое мнение о том, для чего поэт использует эпитеты, и запишем их слова на доске: «показывают, как выглядит предмет», «мы видим предмет», «передает настроение». Учитель обобщит: поэт запечатлел в словах картину и свое отношение к ней, и мы представили себя среди зимних бескрайних равнин, нам передалась грусть поэта. Значит это художественный образ. Теперь прочитаем определение эпитета в учебнике: «Эпитет – это художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет живо представить себе предмет, почувствоватьотношение автора к нему». Осмыслим, что написано в учебнике дальше: «Эпитетами могут служить слова как в прямом, так и в переносном значении». Слова печальные, печально употреблены в переносном значении, состояние человека перенесено на неодушевленные предметы. Остальные эпитеты – слова в прямом значении: дорога скучная, то есть вызывающая скуку, тройка борзая, то есть быстрая, резвая, колокольчик однозвучный, то есть издающий один и тот же звук, гремит утомительно, то есть вызывает утомление.
В учебниках «Русская словесность. От слова к словесности» Р.И. Альбетковой разговор об эпитете начинается в 5-м классе и продолжается до 9-го. Ведь это языковое средство не так просто, как кажется на первый взгляд. В 5-м классе, рассматривая стихотворение Пушкина «Зимняя дорога», мы видим эпитеты: волнистые туманы; печальные поляны; льет печально свет; по дороге зимней, скучной; тройка борзая; колокольчик однозвучный; утомительно гремит. При этом замечаем, что эпитетами могут служить не только прилагательные, но и наречия. Предложим школьникам высказать свое мнение о том, для чего поэт использует эпитеты, и запишем их слова на доске: «показывают, как выглядит предмет», «мы видим предмет», «передает настроение». Учитель обобщит: поэт запечатлел в словах картину и свое отношение к ней, и мы представили себя среди зимних бескрайних равнин, нам передалась грусть поэта. Значит это художественный образ. Теперь прочитаем определение эпитета в учебнике: «Эпитет – это художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет живо представить себе предмет, почувствоватьотношение автора к нему». Осмыслим, что написано в учебнике дальше: «Эпитетами могут служить слова как в прямом, так и в переносном значении». Слова печальные, печально употреблены в переносном значении, состояние человека перенесено на неодушевленные предметы. Остальные эпитеты – слова в прямом значении: дорога скучная, то есть вызывающая скуку, тройка борзая, то есть быстрая, резвая, колокольчик однозвучный, то есть издающий один и тот же звук, гремит утомительно, то есть вызывает утомление.