Название в цикла произведений xvi—xvii вв., содержащих легендарные и полулегендарные сведения об основании москвы («повесть о зачале москвы», «сказание об убиении даниила суздальского и о начале москвы», «сказание о зачатии москвы и крутицкой епископии», «предание об основании москвы олегом»). центральное место в первой и второй повестях отводится возникновению москвы на месте селения полулегендарного боярина кучки. основателем москвы в первой из них назван князь юрий долгорукий, во второй — князь андрей александрович владимирский, в третьей — даниил иванович (даниил александрович) московский, в «предании» — киевский князь олег. в повестях использованы сведения из летописей о разорении москвы ордынцами (1238), о князьях иване калите, дмитрии донском и др. публикации: повести о начале москвы, м.-л., 1964.
Педагог, по мнению в.п. вахтерова, должен ставить «в основу воспитания стремление ребенка к развитию».1 этой цели и служат уроки-исследования. для учеников средней школы, как считают психологи, характерно исследовательское отношение к изучаемому материалу. «самое интересное изложение для подростка то, в котором не все доказано»,2 – писал другой замечательный педагог в.а. сухомлинский. поэтому именно урок-исследование может ученику «стать мыслителем и открывателем истин». чтобы «вывести подростка на эту своеобразную вершину», нужно, по мнению педагога, вызвать «чувство удивления…тем, что в обычных, ничем не примечательных вещах таится источник значительных мировоззренческих истин». таким образом, данная форма урока позволяет более эффективно изучать художественное произведение, так как условия для формирования навыка понимания текста. также в ходе совместного с учителем исследования учащиеся включаются в новый вид познавательной деятельности. но при всех достоинствах такого урока у учителя есть опасения, как уложить столь объемный материал в рамки одного часа. в этом нам компьютерные технологии, а также часть материала была вынесена за рамки этого урока. так, знакомство с устаревшими словами из возможно при повторении раздела «лексика» в начале учебного года. а с летописным источником учащиеся познакомились и попытались его перевести при изучении темы « летописи». все это позволило сосредоточить внимание на главном – художественных особенностях текста. а внимательное отношение к слову таких великих художников, как а.с.пушкин, саморазвитию читателей, восхождению к тому, что мы называем духовностью. цель: открыть для себя пушкина, то есть стать «более и более образованным, более свободным человеком»34 . 1 вахтеров в.п. основы новой педагогики: монография.– арзамас: а