Повесть о Петре и Февронии вопросы НАДО
1. Чем главные герои повести отличаются от других персонажей? Почему их причислили к лику святых? В чем их святость?
2. О чем свидетельствует чудесное обретение Агрикова меча Петром и его победа над змеем? В чем смысл этой победы?
3. Что необычного в доме Февронии и в ней самой заметил слуга Петра? Почему Февронию называют мудрой?
4 Почему Феврония оставляет один струп на теле Петра незалеченным? Как вы думаете, знала ли она заранее, что сначало Петр постараеьсч ее обмануть?
5. Почему Петр "с пренебрежением" отнёсся к словам Февронии и не взял её в жёны первый раз? От какого нравственного недуга Феврония избавляет Петра? Как от этого недуга предостерегал Влдимир Мономах во второй части "поучения"?
6. Почему муромские бояре невзлюбили Февронию, и не признали её княгиней?
7. В каких эпизодах | и ||| частей повести Петр проявляет слабость духа? Что побеждает в себе Петр? Что оказалось для него более трудным - справится со змеем или одержать победу над собой?
8. Каково отношение к власти и богатству у Петра и Февронии? В каком эпизоде оно особенно проявляется? Что для нихдороже власти? О чем свидетельствует добровольный отказ Петра от княжеской власти?
А горе наше мерили?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?
Мужик беды не меряет,
Со всякою справляется,
Какая ни приди.
Мужик, трудясь, не думает,
Что силы надорвет.. .
Крестьяне в поэме делятся на рабов и тех, кто протестует против такой жизни. Это Яким Нагой и Савелий, богатырь святорусский. Яким защищает интересы народа, выражает протест, который до конца еще не созрел. Он - выходец из самых низов народа и знает тяжесть крестьянской жизни не понаслышке. Савелий также крестьянин, который ценит свободу: “Клейменный, да не раб! ” - говорит он о себе.
Крестьянское терпение
Выносливо, да временем
Есть и ему конец.
Но часть крестьян свыклась со своим рабским положением и не хочет ничего менять. Таков Ипат, лакей князей Утятиных, а также Яков, “холоп примерный”.
Некрасов показал Русь не только как государство рабов и господ, но и как родину богатырей русских... Есть здесь место и настоящему богатырскому подвигу:
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик - не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы.
Спина.. .леса дремучие
Прошли по ней — сломалися.
А грудь? Илья-пророк
По ней гремит-катается.. .
Все терпит богатырь!
И гнется, да не ломится.. .
Богатырь - это любой русский крестьянин, жизнь которого и есть настоящий богатырский подвиг.
«В основе сюжета „Вольности" лежат общепросветительские теории естественного права и общественного договора, переосмысленные Радищевым в революционном духе» . (3ападов В. А. Поэзия А. H. Радищева // Радищев А. Н. Стихотворения. Л. , 1975. С. 26 (Б-ка поэта, БС) .
Ода подытожила эволюцию русской передовой политической мысли накануне французской буржуазной революции. В дальнейшем она оказала огромное влияние на формирование идеологии дворянских революционеров. Оценивая влияние Радищева, Герцен в 1858 году заметил, что о чем бы Радищев «ни писал, так и слышишь знакомую струну, которую мы привыкли слышать и в первых стихотворениях Пушкина, и в „Думах" Рылеева, и в собственном нашем сердце» (Герцен А. И. <Предисловие к книге «О повреждении нравов в России» князя М. Щербатова и «Путешествие» А. Радищева> // Собр. соч. М. , 1958. Т. 13. С. 273.) Ода «Вольность» не утратила своего значения и для революционных демократов 1860-х годов, но упоминаться могла только обиняками. Тираноборческий пафос и призыв к революции, которая должна смести власть царей, определили постоянное, глубокое влияние оды.
Слово «вольность» в лексиконе XVIII века означала означало независимость, политическую свободу и имело некоторое смысловое отличие от слова «свобода» : именно «Вольность» — заглавие пушкинской оды 1817 года