Эпоха Байрона — одного из выдающихся английских поэтов-романтиков — началась под знаком Великой французской революции (1789—1793) и была бурной и противоречивой. Великий поэт родился 22 января 1788 г. в Лондоне. Отец его принадлежал к древнему английскому роду, происхождение матери восходило к шотландским королям. Уже в 10 лет Байрон унаследовал титул лорда и место в парламенте. В раннем возрасте будущий поэт заинтересовался историей. После развода родителей он жил с матерью в Шотландии, в Абердине, где познакомился с героическими преданиями горцев. Попав в родовое поместье Байронов — Ньюстедское аббатство, заинтересовался своими легендарными предками, участвовавшими в сражениях.
Детство и отрочество поэта были омрачены одиночеством, а также тем, что у него от рождения имелся физический недостаток — хромота. Благодаря стараниям матери Байрон получил прекрасное образование. Сначала учился в закрытой школе для аристократов в Хэрроу, где написал первые стихи. Однако это занятие считалось недостойным будущего государственного деятеля.
В 1805 г. Байрон поступил в Кембриджский университет. В студенческие годы им было издано три ранних поэтических
сборника: "Беглые пьесы" (1806), "Стихи, написанные на разные случаи". "Часы досуга" (оба 1807). О последнем сборнике отрицательно отозвался журнал "Эдинбургское обозрение”.
Байрон ответил на статью сатирической поэмой "Английские барды и шотландские рецензенты" (1809). в которой смело восстал против поэзии, проникнутой мистикой и тоской по По сути, это была полемика с "озерной школой" — Вордсвортом, Колриджем, Саути.
Написанное вскоре произведение Байрона "Паломничество Чайльд Гарольда" явилось романтической поэмой нового типа. В ней выразились впечатления поэта, совершившего двухлетнее путешествие по Пиренейскому полуострову и Балканам (1809— 1811). В 1812 г. были опубликованы первые две песни, в 1816 г. Байрон вернулся к работе над поэмой, дополнив ее еще двумя песнями. В "Паломничестве...” впервые появляется герой, которого назовут "байроническим".
Чайльд — молодой аристократ, пресытившийся праздной жизнью. Герой без сожаления покидает Англию. Слово "чайльд” в средневековой Англии означало титул молодого дворянина, еще не посвященного в рыцари. Этим Байрон подчеркивает древнее происхождение героя.
В предисловии Байрон определил героя как непривлекательного, чтобы читатель не отождествлял автора с персонажем. Большая часть поэмы состоит из путевых картин, переданных с взволнованной интонации, восклицаний, вопросов, прямых обращений к читателю. Круг тем широк: люди, их быт, язык, обычаи, одежда. Описание увиденного принадлежит автору, который постоянно обращается к истории далеких стран и народов и связывает ее с современностью. Так, через все творчество Байрона начиная с "Паломничества Чайльд Гарольда" проходит тема Греции. Изображая любимую страну, поэт противопоставляет золотой век античных героев, ушедших в и современную разграбленную страну:
Байрон осознал роль поэта как бунтаря, протестующего против нищеты, рабства народов, против тирании правительств. В целом в поэме выразилось разочарование европейского общества результатами Великой французской революции.
По возвращении из путешествия Байрон выступил в парламенте с обличительными речами. Они были направлены на защиту луддитов разрушителей станков, которые протестовали против безработицы и снижения заработной платы в результате промышленного переворота в Англии, а также на защиту ирландского народа. Однако парламентская деятельность разочаровала Байрона отсутствием результатов.
В эти годы он обращается к стихам. Темы и жанры его лирики разнообразны. Обличительные: "Песня для луддитов”, "Ода авторам билля против разрушителей его станков”. Во многих стихах Байрона есть исторические мотивы. Так, некоторые из них посвящены Наполеону, чья личность и судьба отразились в чертах байронического героя ("На бегство Наполеона с острова Эльбы”, "Прощание Наполеона”). В цикле "Еврейские мелодии” (1814— 1815) Байрон связывает образы и ситуации Ветхого Завета с жизнью современной ему Европы.
Печорин - герой своего времени. В 30-е годы такая личность не находит место, куда можно приложить свои силы, а потому и обречена на одиночество. Трагедия этой личности, обреченной на бездействие и одиночество, и есть основной идейный смысл романа "Герой нашего времени". Правдиво, убедительно рисует Лермонтов своего современника Григория Александровича Печорина. Печорин получил светское воспитание, вначале гоняется за светскими развлечениями, но потом его ждет разочарование, попытки заняться наукой и охлаждение к ней. Он скучает, равнодушно относится к свету и испытывает глубокую неудовлетворенность своей жизнью. Печорин- это характер глубокий. "Резкий охлажденный ум" сочетается у него, с жаждой деятельности и с силой воли. Он ощущает в себе необъятные силы, но растрачивает их на мелочи, на любовные приключения, не совершая ничего полезного. Печорин делает несчастными людей, которые его окружают. Так он вмешивается в жизнь контрабандистов, мстит всем без разбору, играет судьбой Бэлы, любовью Веры. Он одерживает победу над Грушницким в дуэли и становится героем того общества, которое презирает. Он- выше окружающей среды, умен, образован. Но внутренне опустошен, разочарован. Он, живет "из любопытства", с одной стороны, а с другой- у него неистребимая жажда жизни. Характер Печорина очень противоречив. Он говорит: "Я давно уже живу не сердцем, а головой". В то же время, получив письмо Веры, Печорин как безумный, мчится в Пятигорск, в надежде хоть еще раз увидеть ее. Мучительно ищет он выход
Эпоха Байрона — одного из выдающихся английских поэтов-романтиков — началась под знаком Великой французской революции (1789—1793) и была бурной и противоречивой. Великий поэт родился 22 января 1788 г. в Лондоне. Отец его принадлежал к древнему английскому роду, происхождение матери восходило к шотландским королям. Уже в 10 лет Байрон унаследовал титул лорда и место в парламенте. В раннем возрасте будущий поэт заинтересовался историей. После развода родителей он жил с матерью в Шотландии, в Абердине, где познакомился с героическими преданиями горцев. Попав в родовое поместье Байронов — Ньюстедское аббатство, заинтересовался своими легендарными предками, участвовавшими в сражениях.
Детство и отрочество поэта были омрачены одиночеством, а также тем, что у него от рождения имелся физический недостаток — хромота. Благодаря стараниям матери Байрон получил прекрасное образование. Сначала учился в закрытой школе для аристократов в Хэрроу, где написал первые стихи. Однако это занятие считалось недостойным будущего государственного деятеля.
В 1805 г. Байрон поступил в Кембриджский университет. В студенческие годы им было издано три ранних поэтических
сборника: "Беглые пьесы" (1806), "Стихи, написанные на разные случаи". "Часы досуга" (оба 1807). О последнем сборнике отрицательно отозвался журнал "Эдинбургское обозрение”.
Байрон ответил на статью сатирической поэмой "Английские барды и шотландские рецензенты" (1809). в которой смело восстал против поэзии, проникнутой мистикой и тоской по По сути, это была полемика с "озерной школой" — Вордсвортом, Колриджем, Саути.
Написанное вскоре произведение Байрона "Паломничество Чайльд Гарольда" явилось романтической поэмой нового типа. В ней выразились впечатления поэта, совершившего двухлетнее путешествие по Пиренейскому полуострову и Балканам (1809— 1811). В 1812 г. были опубликованы первые две песни, в 1816 г. Байрон вернулся к работе над поэмой, дополнив ее еще двумя песнями. В "Паломничестве...” впервые появляется герой, которого назовут "байроническим".
Чайльд — молодой аристократ, пресытившийся праздной жизнью. Герой без сожаления покидает Англию. Слово "чайльд” в средневековой Англии означало титул молодого дворянина, еще не посвященного в рыцари. Этим Байрон подчеркивает древнее происхождение героя.
В предисловии Байрон определил героя как непривлекательного, чтобы читатель не отождествлял автора с персонажем. Большая часть поэмы состоит из путевых картин, переданных с взволнованной интонации, восклицаний, вопросов, прямых обращений к читателю. Круг тем широк: люди, их быт, язык, обычаи, одежда. Описание увиденного принадлежит автору, который постоянно обращается к истории далеких стран и народов и связывает ее с современностью. Так, через все творчество Байрона начиная с "Паломничества Чайльд Гарольда" проходит тема Греции. Изображая любимую страну, поэт противопоставляет золотой век античных героев, ушедших в и современную разграбленную страну:
Байрон осознал роль поэта как бунтаря, протестующего против нищеты, рабства народов, против тирании правительств. В целом в поэме выразилось разочарование европейского общества результатами Великой французской революции.
По возвращении из путешествия Байрон выступил в парламенте с обличительными речами. Они были направлены на защиту луддитов разрушителей станков, которые протестовали против безработицы и снижения заработной платы в результате промышленного переворота в Англии, а также на защиту ирландского народа. Однако парламентская деятельность разочаровала Байрона отсутствием результатов.
В эти годы он обращается к стихам. Темы и жанры его лирики разнообразны. Обличительные: "Песня для луддитов”, "Ода авторам билля против разрушителей его станков”. Во многих стихах Байрона есть исторические мотивы. Так, некоторые из них посвящены Наполеону, чья личность и судьба отразились в чертах байронического героя ("На бегство Наполеона с острова Эльбы”, "Прощание Наполеона”). В цикле "Еврейские мелодии” (1814— 1815) Байрон связывает образы и ситуации Ветхого Завета с жизнью современной ему Европы.