При первом своём приезде в Белогороскую крепость Гринёв увидел «старую чугунную пушку», эта пушка упоминается в романе еще несколько раз. В каких главах? из этих Вожатый
Гавриил Романович Державин в своей поэзии охотно воспевал женскую красоту. Его восторг был посвящен исключительно русским красавицам.
Стихотворение написано в 1799 году. Его автору исполнилось 56 лет, он сделал головокружительную карьеру, управлял Тамбовской губернией, успел побыть кабинет-секретарем самой императрицы, а в данный период председательствовал в Коммерц-коллегии. По жанру – ода красоте русских девушек, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, деления на строфы нет. Лирический герой – сам автор. Начинает он почти насмешливо: зрел ли ты. Обращается при этом он к давно умершему античному поэту Анакреону, известному своей любовной лирикой. «Бычка пляшут»: народный танец с притоптываньем. Все стихотворение – сплошное любование, град перечислений, долженствующих убедить Анакреона, что он зря воспевал гречанок, присмотрелся бы к российским девам красным. Уменьшительные суффиксы, подчеркивающие удовольствие автора: пастушка, башмачками, бычка. Анафора: как. Поэт дает привлекательный портрет русской красавицы. Надо отметить, что похвалы его достались девушкам простого сословия. Характер танца, незамысловатость музыкального сопровождения (свирель) свидетельствуют об этом. Автор рисует с натуры: чела белые, груди нежные, жилки голубые, розовая кровь, ямочки на щеках (ланитах), брови соболины, соколий взгляд. Он пытается передать движения танца: склонясь главами, стучат, руки, взор поводят, плечами говорят. Есть и описание деталей костюма: лентами златыми, жемчугами драгими. Лексика и возвышенная, и нейтральная, местами устаревшая. Интонация пылкая, с обилием риторических вопросов, с явным фольклорным звучанием. Инверсия – один из основных приемов этого произведения: зрел ты, льется кровь, врезала любовь. Множество эпитетов словно из народной сказки: соколий, огневые, соболины. Улыбку он передает ярким словом «усмешка», тем самым, которое украсит впоследствии ранние сочинения Н. Гоголя. Метафоры: души львины, полный искр, сердца орлов. Тут подразумеваются храбрецы, воины, чьи бастионы устояли перед натиском врагов, но пали под огненным женским взором. «Тииский»: Анакреон – уроженец греческого города Теос. «Эрот прикован»: имеется в виду божество страсти.
Стихотворение «Русские девушки» Г. Державина впервые было опубликовано спустя 9 лет после создания.
Классицизм – одно из главных направлений в искусстве XVII–XVII веков.
История классицизма началась во Франции в конце XVI века, а закончилась в XIX веке.
Тогда ему на смену пришли сентиментализм и романтизм.
Само слово «классицизм» происходит от латинского classicus – образцовый. Интересно, что придумал этот термин итальянский критик Висконти только в 1818 году. Поначалу классицизмом поэты-романтики насмешливо называли устаревшую эстэтику в своих спорах об искусстве.
XVII век во Франции – это время расцвета театрального искусства, появления новых философских течений, развития точных наук и укрепления абсолютной монархии.
Как же всё это повлияло на искусство?
В эпоху абсолютной монархии человек считается слугой государства, для него самое важное – долг перед обществом. Поэтому главным конфликтом классицизма становится борьба долга и чувства, разума и страстей. При этом долг всегда побеждает.
Бурное развитие точных наук в семнадцатом веке повлияло и на философию. Например, математик и философ Рене Декарт говорил:
«Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм».
Принципы математики переносились и в творчество. Искусство должно стать стройной системой, которая работает по строгим законам и подчиняется логике.
Образцом для классицизма стала античность.
Французские классики изучали устройство античного театра и философию Аристотеля, чтобы построить каноны нового искусства. Они взяли идею Аристотеля о том, что творчество – это подражание природе. Но подражать следовало не дикой природе, а идеальной. В классицизме мир показывается таким, каким он должен быть.
Основоположниками классицизма в литературе считают французских драматургов Мольера, Корнеля и Расина.
В 1674 году поэт Никола Буало написал поэму-трактат «Поэтическое искусство». В ней Буало изложил основные принципы классицизма.
Кроме того, он хвалил и критиковал поэтов-современников и давал советы, как следует писать:
«Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,
Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.
Напрасно кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна».
В классицизме принято делить жанры на «низкие» и «высокие».
Произведения «высоких» жанров рассказывали о крупных исторических событиях. Часто сюжет брали из греческой мифологии или Библии. Героями были монархи, знаменитые полководцы, мифические личности.
Тема «высоких жанров» – гражданский долг и служение государству. В таких произведениях запрещалось использовать разговорную речь, писать их следовало только высоким стилем.
К «высоким» жанрам относятся трагедия, эпопея, ода.
«Низкие жанры» описывали жизнь низшего дворянства, мещан, слуг и крестьян. И если «высокие жанры» прославляли монархию и идею гражданского служения, то в «низких» высмеивались человеческие недостатки.
К «низким» жанрам относятся комедия, сатира, басня.
Разделение на «низкие» и «высокие» жанры было очень строгим, смешанных жанров в классицизме существовать не могло. Но при этом для знаменитого французского драматурга Жана Батиста Мольера сделали исключение: его лучшие комедии приписали к «высоким» жанрам.
Развитие театрального искусства в эпоху классицизма повлияло на литературу.
Драматурги писали пьесы для театра, поэтому строго соблюдался ещё один закон античного театра – закон трёх единств.
Единство времени ограничивало длительность пьесы – действие должно продолжаться не более суток.
Единство места запрещало драматургу переносить действие в разные точки, всё должно было происходить в одном месте.
Единство действия подразумевало одну сюжетную линию. При этом все герои связаны с основной сюжетной линией. Действующих лиц должно быть не больше десятка, чтобы не запутать зрителя и не отвлекать его от главной идеи пьесы.
К этим трём единствам можно добавить и четвёртое – единство характера персонажа. Это единство тоже пришло из античного театра. Вот что советует Буало:
«Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
Но строгой логики от вас в театре ждут;
В нём властвует закон, взыскательный и жёсткий.
Все герои в произведениях эпохи классицизма жёстко разделены на положительных и отрицательных. Их характер не меняется, а убеждения остаются прежними.
Как и в античности, драматурги использовали героев-масок: у каждого персонажа была основная черта, которой он подчинялся.
Например, А. С. Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».
Анализ стихотворения «Русские девушки» Державина
Гавриил Романович Державин в своей поэзии охотно воспевал женскую красоту. Его восторг был посвящен исключительно русским красавицам.
Стихотворение написано в 1799 году. Его автору исполнилось 56 лет, он сделал головокружительную карьеру, управлял Тамбовской губернией, успел побыть кабинет-секретарем самой императрицы, а в данный период председательствовал в Коммерц-коллегии. По жанру – ода красоте русских девушек, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, деления на строфы нет. Лирический герой – сам автор. Начинает он почти насмешливо: зрел ли ты. Обращается при этом он к давно умершему античному поэту Анакреону, известному своей любовной лирикой. «Бычка пляшут»: народный танец с притоптываньем. Все стихотворение – сплошное любование, град перечислений, долженствующих убедить Анакреона, что он зря воспевал гречанок, присмотрелся бы к российским девам красным. Уменьшительные суффиксы, подчеркивающие удовольствие автора: пастушка, башмачками, бычка. Анафора: как. Поэт дает привлекательный портрет русской красавицы. Надо отметить, что похвалы его достались девушкам простого сословия. Характер танца, незамысловатость музыкального сопровождения (свирель) свидетельствуют об этом. Автор рисует с натуры: чела белые, груди нежные, жилки голубые, розовая кровь, ямочки на щеках (ланитах), брови соболины, соколий взгляд. Он пытается передать движения танца: склонясь главами, стучат, руки, взор поводят, плечами говорят. Есть и описание деталей костюма: лентами златыми, жемчугами драгими. Лексика и возвышенная, и нейтральная, местами устаревшая. Интонация пылкая, с обилием риторических вопросов, с явным фольклорным звучанием. Инверсия – один из основных приемов этого произведения: зрел ты, льется кровь, врезала любовь. Множество эпитетов словно из народной сказки: соколий, огневые, соболины. Улыбку он передает ярким словом «усмешка», тем самым, которое украсит впоследствии ранние сочинения Н. Гоголя. Метафоры: души львины, полный искр, сердца орлов. Тут подразумеваются храбрецы, воины, чьи бастионы устояли перед натиском врагов, но пали под огненным женским взором. «Тииский»: Анакреон – уроженец греческого города Теос. «Эрот прикован»: имеется в виду божество страсти.
Стихотворение «Русские девушки» Г. Державина впервые было опубликовано спустя 9 лет после создания.
Объяснение:
Классицизм – одно из главных направлений в искусстве XVII–XVII веков.
История классицизма началась во Франции в конце XVI века, а закончилась в XIX веке.
Тогда ему на смену пришли сентиментализм и романтизм.
Само слово «классицизм» происходит от латинского classicus – образцовый. Интересно, что придумал этот термин итальянский критик Висконти только в 1818 году. Поначалу классицизмом поэты-романтики насмешливо называли устаревшую эстэтику в своих спорах об искусстве.
XVII век во Франции – это время расцвета театрального искусства, появления новых философских течений, развития точных наук и укрепления абсолютной монархии.
Как же всё это повлияло на искусство?
В эпоху абсолютной монархии человек считается слугой государства, для него самое важное – долг перед обществом. Поэтому главным конфликтом классицизма становится борьба долга и чувства, разума и страстей. При этом долг всегда побеждает.
Бурное развитие точных наук в семнадцатом веке повлияло и на философию. Например, математик и философ Рене Декарт говорил:
«Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм».
Принципы математики переносились и в творчество. Искусство должно стать стройной системой, которая работает по строгим законам и подчиняется логике.
Образцом для классицизма стала античность.
Французские классики изучали устройство античного театра и философию Аристотеля, чтобы построить каноны нового искусства. Они взяли идею Аристотеля о том, что творчество – это подражание природе. Но подражать следовало не дикой природе, а идеальной. В классицизме мир показывается таким, каким он должен быть.
Основоположниками классицизма в литературе считают французских драматургов Мольера, Корнеля и Расина.
В 1674 году поэт Никола Буало написал поэму-трактат «Поэтическое искусство». В ней Буало изложил основные принципы классицизма.
Кроме того, он хвалил и критиковал поэтов-современников и давал советы, как следует писать:
«Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,
Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.
Напрасно кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна».
В классицизме принято делить жанры на «низкие» и «высокие».
Произведения «высоких» жанров рассказывали о крупных исторических событиях. Часто сюжет брали из греческой мифологии или Библии. Героями были монархи, знаменитые полководцы, мифические личности.
Тема «высоких жанров» – гражданский долг и служение государству. В таких произведениях запрещалось использовать разговорную речь, писать их следовало только высоким стилем.
К «высоким» жанрам относятся трагедия, эпопея, ода.
«Низкие жанры» описывали жизнь низшего дворянства, мещан, слуг и крестьян. И если «высокие жанры» прославляли монархию и идею гражданского служения, то в «низких» высмеивались человеческие недостатки.
К «низким» жанрам относятся комедия, сатира, басня.
Разделение на «низкие» и «высокие» жанры было очень строгим, смешанных жанров в классицизме существовать не могло. Но при этом для знаменитого французского драматурга Жана Батиста Мольера сделали исключение: его лучшие комедии приписали к «высоким» жанрам.
Развитие театрального искусства в эпоху классицизма повлияло на литературу.
Драматурги писали пьесы для театра, поэтому строго соблюдался ещё один закон античного театра – закон трёх единств.
Единство времени ограничивало длительность пьесы – действие должно продолжаться не более суток.
Единство места запрещало драматургу переносить действие в разные точки, всё должно было происходить в одном месте.
Единство действия подразумевало одну сюжетную линию. При этом все герои связаны с основной сюжетной линией. Действующих лиц должно быть не больше десятка, чтобы не запутать зрителя и не отвлекать его от главной идеи пьесы.
К этим трём единствам можно добавить и четвёртое – единство характера персонажа. Это единство тоже пришло из античного театра. Вот что советует Буало:
«Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
Но строгой логики от вас в театре ждут;
В нём властвует закон, взыскательный и жёсткий.
Все герои в произведениях эпохи классицизма жёстко разделены на положительных и отрицательных. Их характер не меняется, а убеждения остаются прежними.
Как и в античности, драматурги использовали героев-масок: у каждого персонажа была основная черта, которой он подчинялся.
Например, А. С. Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».
Персонаж классицизма – не личность, а маска.