Поэма была написана в 1839 г. Это вершина романтического творчества Лермонтова. Н. П. Огарев писал, что «это самый ясный и единственный идеал поэта». Действительно, Мцыри — человек страдающий, гордый и независимый, как и положено романтическому герою. Причины мучений и страданий заложены не в его душе, а в тех обстоятельствах, в которые он попадает. У него есть идеал, к которому он всегда стремится, — свободная жизнь на родине. Для него монастырь — это тюрьма: .. понять Композиция поэмы подчинена задаче раскрытия образа главного героя. Мцыри одинок. Он оторван от Родины, не знает своих родных. В его душе всё время живёт тоска. Он сравнивает себя с листком, оторванным грозой. Он мучается оттого, что не может найти себя, понять, кто ему близок. Не может быть понят теми, с кем живёт. В Мцыри есть и сила, и слабость. С одной стороны, в нём живёт «могучий дух его отцов», а с другой — его преследует «мучительный недуг», он «и слаб и гибок, как тростник», — и в этом тоже мучительное противоречие. Лермонтов недаром выбрал именно форму исповеди, чтобы рассказать о мыслях героя. Во-первых, это жанр, характерный для романтической поэзии в целом, но в особенности для лермонтовской, а во-вторых, через исповедь можно выразить только те чувства и переживания героя, которые он сам может понять, а самые сокровенные все-таки невозможно передать ничем. Мцыри говорит: «А душу можно ль рассказать?» Важно обратить внимание на соотношение временных планов. Три дня, во время которых герой понял, что значит жить, имеют для него много большее значение, чем годы, проведённые в монастыре. Таким образом, в поэме также звучит и мотив свободы. Рассмотрим теперь наиболее существенные эпизоды нам понять характер героя. Сначала рассмотрим сцену грозы и бегства Мцыри из монастыря. В этом эпизоде перед нами раскрывается мятежная сущность Мцыри, герой не желает жить под укрытием мрачных стен, где невозможно достичь того слияния с природой, которого жаждет его душа. Для Мцыри монастырь — это действительно тюрьма, которая не позволяет ему жить по-настоящему. Он «естественный человек », поэтому для него жить — значит существовать только в гармонии с природой, быть её неотделимой частью. Мотив бури, ненастья — очень характерен именно для романтической литературы. Вспомним парус, который «ищет бури». Следующий важный эпизод — встреча Мцыри с прекрасной грузинкой. Этот момент имел для него огромное значение. Он открыл для себя новые чувства, которые до этого времени не волновали его. Он понял, что в жизни существует ещё то, что ему никогда не удалось бы узнать, останься он навсегда в монастыре. Мцыри рассказывает: И ближе, ближе все звучал, Грузинки голос молодой, Так безыскусственно живой, Так сладко вольный, будто он,Лишь звуки дружеских имён,Произносить был приучён.Простая песня то была,Но в мысль она мне залегла, И мне, лишь сумрак настаёт, Незримый дух её поёт. Таким образом, мы видим, что, несмотря на то что Мцыри всю жизнь провёл в монастыре, и он не лишён к романтической любви. Теперь обратимся к эпизоду, который является кульминацией всей поэмы. Это поединок с барсом. Для понимания жанра и композиционных особенностей эта сцена очень важна. Мы видим, что, несмотря на физическую слабость героя до этого момента, он доказывает свою силу. Он понимает это и сам, признаваясь: Он как бы олицетворяет те силы, против которых борется «естественный человек». Несомненно, этот эпизод — кульминационный в поэме. Именно в нём характер главного героя раскрывается наиболее полно. И последняя важная в композиции сцена — эпизод с песней рыбки, связанный с мотивом покоя. Образ рыбки также символичен. Она столь же холодна и бесстрастна, как обитатели монастыря, которые не позволяют человеку развиться в полной мере, они довольны жизнью за мрачными стенами, их ничто новое не интересует. Для полного понимания композиции поэмы важно подчеркнуть её замкнутость: Мцыри удалось убежать из монастыря, но он не смог переломить судьбу в своём стремлении к свободе, и не по своей воле он возвращается обратно в монастырь. Таким образом, мы видим здесь и мотив неумолимого рока. Герой не обретает гармонии с природой, его страдания не разрешены, а порыв к свободе не удовлетворён. Итак, мы рассмотрели эпизоды, играющие главную роль в композиции поэмы, а также поняли, что Лермонтов не случайно выбрал именно жанр исповеди.
Композиция поэмы подчинена задаче раскрытия образа главного героя.
Мцыри одинок. Он оторван от Родины, не знает своих родных. В его душе всё время живёт тоска. Он сравнивает себя с листком, оторванным грозой.
Он мучается оттого, что не может найти себя, понять, кто ему близок. Не может быть понят теми, с кем живёт.
В Мцыри есть и сила, и слабость. С одной стороны, в нём живёт «могучий дух его отцов», а с другой — его преследует «мучительный недуг», он «и слаб и гибок, как тростник», — и в этом тоже мучительное противоречие.
Лермонтов недаром выбрал именно форму исповеди, чтобы рассказать о мыслях героя. Во-первых, это жанр, характерный для романтической поэзии в целом, но в особенности для лермонтовской, а во-вторых, через исповедь можно выразить только те чувства и переживания героя, которые он сам может понять, а самые сокровенные все-таки невозможно передать ничем. Мцыри говорит: «А душу можно ль рассказать?»
Важно обратить внимание на соотношение временных планов. Три дня, во время которых герой понял, что значит жить, имеют для него много большее значение, чем годы, проведённые в монастыре.
Таким образом, в поэме также звучит и мотив свободы. Рассмотрим теперь наиболее существенные эпизоды нам понять характер героя. Сначала рассмотрим сцену грозы и бегства Мцыри из монастыря. В этом эпизоде перед нами раскрывается мятежная сущность Мцыри, герой не желает жить под укрытием мрачных стен, где невозможно достичь того слияния с природой, которого жаждет его душа.
Для Мцыри монастырь — это действительно тюрьма, которая не позволяет ему жить по-настоящему. Он «естественный человек », поэтому для него жить — значит существовать только в гармонии с природой, быть её неотделимой частью.
Мотив бури, ненастья — очень характерен именно для романтической литературы. Вспомним парус, который «ищет бури».
Следующий важный эпизод — встреча Мцыри с прекрасной грузинкой. Этот момент имел для него огромное значение. Он открыл для себя новые чувства, которые до этого времени не волновали его. Он понял, что в жизни существует ещё то, что ему никогда не удалось бы узнать, останься он навсегда в монастыре. Мцыри рассказывает: И ближе, ближе все звучал, Грузинки голос молодой, Так безыскусственно живой, Так сладко вольный, будто он,Лишь звуки дружеских имён,Произносить был приучён.Простая песня то была,Но в мысль она мне залегла, И мне, лишь сумрак настаёт, Незримый дух её поёт.
Таким образом, мы видим, что, несмотря на то что Мцыри всю жизнь провёл в монастыре, и он не лишён к романтической любви.
Теперь обратимся к эпизоду, который является кульминацией всей поэмы. Это поединок с барсом. Для понимания жанра и композиционных особенностей эта сцена очень важна. Мы видим, что, несмотря на физическую слабость героя до этого момента, он доказывает свою силу. Он понимает это и сам, признаваясь:
Он как бы олицетворяет те силы, против которых борется «естественный человек». Несомненно, этот эпизод — кульминационный в поэме. Именно в нём характер главного героя раскрывается наиболее полно.
И последняя важная в композиции сцена — эпизод с песней рыбки, связанный с мотивом покоя. Образ рыбки также символичен. Она столь же холодна и бесстрастна, как обитатели монастыря, которые не позволяют человеку развиться в полной мере, они довольны жизнью за мрачными стенами, их ничто новое не интересует. Для полного понимания композиции поэмы важно подчеркнуть её замкнутость: Мцыри удалось убежать из монастыря, но он не смог переломить судьбу в своём стремлении к свободе, и не по своей воле он возвращается обратно в монастырь.
Таким образом, мы видим здесь и мотив неумолимого рока. Герой не обретает гармонии с природой, его страдания не разрешены, а порыв к свободе не удовлетворён.
Итак, мы рассмотрели эпизоды, играющие главную роль в композиции поэмы, а также поняли, что Лермонтов не случайно выбрал именно жанр исповеди.