Мволика в бунинских рассказах является их неотъемлемой частью, становясь неким орудием в руках автора ему подчеркнуть свои мысли и вместе с тем создать свое особое, отличное от других писателей настроение в рассказе. Я считаю, что такой прием Бунину передать мысль читателю. Рассказ “Антоновские яблоки” символичен уже своим названием. Антоновские яблоки воплощают собой благополучие, изобилие в дворянских усадьбах. Их запах присутствует на страницах рассказа постоянно, но если в начале этот запах доминирует, то в конце повествования практически исчезает, и на смену ему приходят другие запахи. Постепенное исчезновение запаха антоновских яблок символизирует у Бунина уход в дворянского благополучия, его затухание, его осень. Не случайно здесь и композиционное разделение на четыре части: август — сентябрь, октябрь — ноябрь. Ноябрь — это последнее время уже далеко не аристократического дворянства, а обедневшего и пришедшего в упадок поместья. Особое мастерство автора заключается в его постепенно, не заостряя при этом внимания читателя, показать все эти переходы времени и запахов. Светлое и восторженное чувство радости переходит в ностальгию, грусть по Другой рассказ, “Господин из Сан-Франциско”, также символичен своим названием. Эта символичность выражается в образе главного героя — человека без имени, называемого автором просто господин из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя — символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Более того, автор наводит читателя на мысль о том, что герой его не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он не воспринимать эстетические ценности, он видит лишь реалии материального мира. После внезапной смерти героя все продолжается, абсолютно не изменившись. Корабль “Атлантида” плывет в обратном направлении, только уже с телом мертвого богача в ящике из-под содовой, потерявшего после смерти все былое величие. А на корабле все те же балы, все та же фальшивая, “играющая в любовь” пара. Сам корабль воплощает собой общество со своей иерархической структурой, богатая аристократия которого противопоставляется людям, управляющим движением корабля, работающим в поте лица у гигантской топки, которую автор называет девятым кругом ада. Символичен и даже вызывает удивление изображенный писателем-реалистом образ дьявола, огромного, как утее, наблюдающего за кораблем, который является как бы символом надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству. И. А. Бунина, часто использующего символы в своем творчестве, тем не менее ни в коем случае нельзя считать писателем-символистом — он писатель реалистического направления, а символы для него лишь одно из средств художественной выразительности, расширяющие содержание и придающие его произведениям особую окраску.
ЛЕГЕНДА О МАТЕРЯХ
Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о
нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не
знаешь? Тогда послушай.
Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их
звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились
на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди
выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали
у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием
стрел - стрел счастья.
Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса,
если пастухом - стрелял в сторону стада, а если пахарем - в сторону
поля.
Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и
океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые,
как пузыри, борода зелёная - из водорослей, а тело сине-зелёное, под
цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:
- Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них
ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.
Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать
своё счастье на море.
Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря
и все, как один, пустили стрелы туда.
В какую ярость пришёл Нептун!
- Я всех вас похороню в пучине морской! - взревел он.
Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской
действительно может похоронить их детей в море.
Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины
- сильные, красивые, никогда не стареющие.
Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям.
Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не
подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли,
не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали
слабыми.
Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь
встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали
таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.
Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он
дико засмеялся и злобно закричал женщинам:
- Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но
в море я порву им руки!
Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у
него крепкие жилы из манильских трав.
Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя.
Они, как и отец, были некрасивы.
Вышли дочери Нептуна и сказали:
- Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна
моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей,
и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.
Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою
красоту.
Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину,
не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради
детей.
Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он,
выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.
Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся
домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на
них.
Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому
что чайки носят красоту их матерей.
Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец
вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут матери - не
возвращаются сыновья.
Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся.
От его смеха даже волны заходили по морю.
- Не дождаться вам теперь сыновей! - хохотал Нептун. - Они ведь
блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.
И опять он закатился в страшном смехе.
Тогда женщины воскликнули:
- Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй
ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным
берегам.
Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали
звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.
Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им
всё лучшее, что имели.
Рассказ “Антоновские яблоки” символичен уже своим названием. Антоновские яблоки воплощают собой благополучие, изобилие в дворянских усадьбах. Их запах присутствует на страницах рассказа постоянно, но если в начале этот запах доминирует, то в конце повествования практически исчезает, и на смену ему приходят другие запахи. Постепенное исчезновение запаха антоновских яблок символизирует у Бунина уход в дворянского благополучия, его затухание, его осень. Не случайно здесь и композиционное разделение на четыре части: август — сентябрь, октябрь — ноябрь. Ноябрь — это последнее время уже далеко не аристократического дворянства, а обедневшего и пришедшего в упадок поместья.
Особое мастерство автора заключается в его постепенно, не заостряя при этом внимания читателя, показать все эти переходы времени и запахов. Светлое и восторженное чувство радости переходит в ностальгию, грусть по
Другой рассказ, “Господин из Сан-Франциско”, также символичен своим названием. Эта символичность выражается в образе главного героя — человека без имени, называемого автором просто господин из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя — символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Более того, автор наводит читателя на мысль о том, что герой его не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он не воспринимать эстетические ценности, он видит лишь реалии материального мира.
После внезапной смерти героя все продолжается, абсолютно не изменившись. Корабль “Атлантида” плывет в обратном направлении, только уже с телом мертвого богача в ящике из-под содовой, потерявшего после смерти все былое величие. А на корабле все те же балы, все та же фальшивая, “играющая в любовь” пара. Сам корабль воплощает собой общество со своей иерархической структурой, богатая аристократия которого противопоставляется людям, управляющим движением корабля, работающим в поте лица у гигантской топки, которую автор называет девятым кругом ада. Символичен и даже вызывает удивление изображенный писателем-реалистом образ дьявола, огромного, как утее, наблюдающего за кораблем, который является как бы символом надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству.
И. А. Бунина, часто использующего символы в своем творчестве, тем не менее ни в коем случае нельзя считать писателем-символистом — он писатель реалистического направления, а символы для него лишь одно из средств художественной выразительности, расширяющие содержание и придающие его произведениям особую окраску.