В декабре все люди с нетерпением ждут праздник Новый год. Вот так и произошла давняя – давняя история со мной и моей сестрой. В эту предновогоднюю ночь погода была чудесной, шёл снег с крупными и красивыми снежинками, деревья стояли укутанные снегом, словно мы находились в волшебной сказке. Перед Новым годом нам папа принёс красивую ёлку и сказал: «Она волшебная. На Новый год вы можете загадать желание. И это желание обязательно сбудется. Но можно загадать только три желания. Одно загадает Даша, другое Милена, а третье мы с мамой». Мы очень обрадовались такому подарку. Наступил Новый Год. Я и Даша договорились, какие желания мы загадаем. Я загадала, чтобы на Новый год к нам пришли Дедушка Мороз и Снегурочка. Папа долго не приходил с работы. Мама готовила кушать. Я позвала Дашу и сказала: «Мне уже не терпится загадать желание. Давай я сейчас загадаю, чтобы пришёл Дедушка Мороз». Даша согласилась. Мы пошли к ёлке. Я сказала, как нас учил папа. Сразу, после того как я загадала желание, послышался стук в дверь. Мама открыла дверь. Вошёл Дедушка Мороз с мешком подарков, а с ним внучка Снегурочка. Они начали нас поздравлять. Я и Даша рассказали стишки, нам подарили подарки. Мы пели новогодние песенки. После Дедушка Мороз и Снегурочка пожелали счастье, здоровье, удачи в новом году. Мы были очень радостные, что исполнилось желание, что ёлочка волшебная. А второе желание я и Даша загадали, чтобы на земле был мир и все стали здоровыми и счастливыми, а мамы никогда не плакали. Мы с сестрой никогда не забудем этот волшебный сказочный Новый год и этот волшебный подарок. Может, это была и правда волшебная ёлочка.
Одной из самых известных сказок писателя является «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» . В ней обнажены хищные интересы крепостников, либо презрение, либо отвращение к действующим лицам. Используя бесхитростный приём традиционной сказочной фантастики (необитаемый остров как место действия) , Щедрин убедительно показывает, что источником не только материального благополучия, но и дворянской культуры является труд мужика. Оказавшись на необитаемом острове без привычного комфорта и без прислуги два ни к чему не при генерала едва не умерли с голоду, потому что не могли добыть себе пищу, так как о еде имели такое представление, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают» . Генералы готовы сожрать друг друга как голодные звери. Но вдруг одному из них приходит мысль поискать на острове мужика, который бы кормил их и всё для них делал. Появление мужика возвращает им привычный «генеральский» облик. Щедрин изображает крестьянина молодцом: всё умеет, всё знает, даже суп в пригоршне сварит, подчеркивает его ловкость, народную смекалку. Но в то же время и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужика свить веревку, на которой его долго держали привязанным к дереву, а он ещё был благодарен господам за то, что не погнушались его мужицким трудом. Щедрин сочувствует мужику, который является обобщённым образом труженика, над которым издеваются угнетатели, и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность. Новаторство Салтыкова-Щедрина заключается в том, что он ввёл в сказку политическую сатиру. Писатель перевернул само представление о сатире, раздвинув границы возможностей осмеяния. У Салтыкова-Щедрина предметом сатиры стали не отдельные события и не частные лица, занятые в них, а вся жизнь государства сверху донизу, от сущности царского самодержавия до бессловесного народа. Основная идея сказки в том, что причина народных бедствий не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере народа. В сказке Салтыкова-Щедрина органично сочетаются два плана: реальный и фантастический, жизнь и вымысел, причём фантастика основана на реальных событиях (внезапное перенесение на необитаемый остров и находка на нём номера «Московских ведомостей») . Очень активно Щедрин использует гиперболу. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варил суп в пригоршне, глупые генералы не знают, что булки из муки пекут, а один даже проглатывает орден своего приятеля. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» можно увидеть и антитезу. Генералы столько «денег загребли того - ни в сказке сказать, ни пером описать» , а мужик получил «рюмку водки да пятак серебра» . Важной в понимании сказки является авторская ирония, так учитель каллиграфии не может различить сторон света. О генералах Щедрин пишет с едкой иронией: «служили генералы в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали. » Особенностью стиля этой сказки является едкий сарказм: мужик-умелец накормил генералов, да не как-нибудь - рябчика поймал для чуть не съевших друг друга генералов. Салтыков-Щедрин - мастер скрытой, тонкой иронии. В борьбе с цензурой он использует «эзопов» язык. Язык иносказания нашёл отражение в сказках, видоизменившись до жанра политической сказки. Автор говорит о каком-то неведомом месте, а на самом деле описывает современную ему действительность. Во все времена тема народа, его жизнь и судьба волновали русских писателей. Не был исключением в этом ряду и Салтыков-Щедрин со своими сказками.
Вот так и произошла давняя – давняя история со мной и моей сестрой. В эту предновогоднюю ночь погода была чудесной, шёл снег с крупными и красивыми снежинками, деревья стояли укутанные снегом, словно мы находились в волшебной сказке.
Перед Новым годом нам папа принёс красивую ёлку и сказал: «Она волшебная. На Новый год вы можете загадать желание. И это желание обязательно сбудется. Но можно загадать только три желания. Одно загадает Даша, другое Милена, а третье мы с мамой». Мы очень обрадовались такому подарку.
Наступил Новый Год. Я и Даша договорились, какие желания мы загадаем. Я загадала, чтобы на Новый год к нам пришли Дедушка Мороз и Снегурочка. Папа долго не приходил с работы. Мама готовила кушать. Я позвала Дашу и сказала: «Мне уже не терпится загадать желание. Давай я сейчас загадаю, чтобы пришёл Дедушка Мороз». Даша согласилась. Мы пошли к ёлке. Я сказала, как нас учил папа. Сразу, после того как я загадала желание, послышался стук в дверь. Мама открыла дверь. Вошёл Дедушка Мороз с мешком подарков, а с ним внучка Снегурочка. Они начали нас поздравлять. Я и Даша рассказали стишки, нам подарили подарки. Мы пели новогодние песенки. После Дедушка Мороз и Снегурочка пожелали счастье, здоровье, удачи в новом году.
Мы были очень радостные, что исполнилось желание, что ёлочка волшебная. А второе желание я и Даша загадали, чтобы на земле был мир и все стали здоровыми и счастливыми, а мамы никогда не плакали. Мы с сестрой никогда не забудем этот волшебный сказочный Новый год и этот волшебный подарок. Может, это была и правда волшебная ёлочка.
Используя бесхитростный приём традиционной сказочной фантастики (необитаемый остров как место действия) , Щедрин убедительно показывает, что источником не только материального благополучия, но и дворянской культуры является труд мужика. Оказавшись на необитаемом острове без привычного комфорта и без прислуги два ни к чему не при генерала едва не умерли с голоду, потому что не могли добыть себе пищу, так как о еде имели такое представление, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают» . Генералы готовы сожрать друг друга как голодные звери. Но вдруг одному из них приходит мысль поискать на острове мужика, который бы кормил их и всё для них делал. Появление мужика возвращает им привычный «генеральский» облик. Щедрин изображает крестьянина молодцом: всё умеет, всё знает, даже суп в пригоршне сварит, подчеркивает его ловкость, народную смекалку. Но в то же время и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужика свить веревку, на которой его долго держали привязанным к дереву, а он ещё был благодарен господам за то, что не погнушались его мужицким трудом. Щедрин сочувствует мужику, который является обобщённым образом труженика, над которым издеваются угнетатели, и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность.
Новаторство Салтыкова-Щедрина заключается в том, что он ввёл в сказку политическую сатиру. Писатель перевернул само представление о сатире, раздвинув границы возможностей осмеяния. У Салтыкова-Щедрина предметом сатиры стали не отдельные события и не частные лица, занятые в них, а вся жизнь государства сверху донизу, от сущности царского самодержавия до бессловесного народа. Основная идея сказки в том, что причина народных бедствий не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере народа.
В сказке Салтыкова-Щедрина органично сочетаются два плана: реальный и фантастический, жизнь и вымысел, причём фантастика основана на реальных событиях (внезапное перенесение на необитаемый остров и находка на нём номера «Московских ведомостей») .
Очень активно Щедрин использует гиперболу. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варил суп в пригоршне, глупые генералы не знают, что булки из муки пекут, а один даже проглатывает орден своего приятеля.
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» можно увидеть и антитезу. Генералы столько «денег загребли того - ни в сказке сказать, ни пером описать» , а мужик получил «рюмку водки да пятак серебра» . Важной в понимании сказки является авторская ирония, так учитель каллиграфии не может различить сторон света. О генералах Щедрин пишет с едкой иронией:
«служили генералы в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали. »
Особенностью стиля этой сказки является едкий сарказм: мужик-умелец накормил генералов, да не как-нибудь - рябчика поймал для чуть не съевших друг друга генералов.
Салтыков-Щедрин - мастер скрытой, тонкой иронии. В борьбе с цензурой он использует «эзопов» язык. Язык иносказания нашёл отражение в сказках, видоизменившись до жанра политической сказки. Автор говорит о каком-то неведомом месте, а на самом деле описывает современную ему действительность.
Во все времена тема народа, его жизнь и судьба волновали русских писателей.
Не был исключением в этом ряду и Салтыков-Щедрин со своими сказками.