к кому обращается державин в стихотворении «властителям и судиям»? каков характер этого обращения (обличение, наказ, прославление)? стихотворение (переложение псалма 81) звучит как прямое гневное обращение к «земным богам», т. е. царям, властителям. в противоположность сложившейся традиции восхваления в одах и других поэтических произведениях «земных богов» державин не только сводит их с пьедестала, но и судит их, напоминая об обязанностях перед подданными. стихотворение содержит и обличение, и наказ (наставление).
как понимает державин назначение правителей, «земных богов»? земные правители должны, как утверждает державин, строго следовать законам, не допускать их нарушения («на лица сильных не взирать»), защищать обездоленных и неимущих от несправедливости («о? сильных защищать бессильных»), заботиться о материальных нуждах и соблюдении гражданских прав, чтобы все были равны и едины перед законом.
каков настоящий облик «властителей и судий»? соответствует ли он представлению поэта о просвещенном государственном деятеле?
на самом деле облик «властителей и судий» весьма далек от представлений поэта-классициста о просвещенном государственном деятеле. при их попустительстве творятся злодейства и несправедливости, процветает мздоимство (взяточничество). «земные боги» не хотят исполнять возложенные на них всевышним богом обязанности. державин выдвигает меткую формулу, раскрывающую основы деятельности такого монарха, его отношения к творимым беззакониям: «не внемлют! видят — и не знают мздою очеса». ничтожность царей, их человеческая слабость, склонность к соблазнам становятся особенно ощутимы антитезам: идеальный государь — государь реальный, царь — раб:
цари! я мнил, вы боги властны, никто над вами не судья, но вы, как я подобно, страстны и также смертны, как и я.
и вы подобно так падете, как с древ увядший лист падет! и вы подобно так умрете, как ваш последний раб умрет!
сопоставьте это стихотворение с одой ломоносова. в чем, по-вашему, сходство и различие этих двух произведений?
сходство в понимании назначения высшей власти: забота о подданных, соблюдение закона, защита от несправедливости; и оды ломоносова, и стихотворение державина полны поучений монархам. различие состоит в том, что ломоносов отождествляет по законам одического жанра прогрессивные государственные идеи с намерениями царствующей императрицы, ее деятельностью. быть может, это в какой-то мере пожелание, изображение должного, идеального. но в одах ломоносова мы не найдем державинские обличения власти.
иван алексеевич бунин является одним из самых видных писателей двадцатого века. у него замечательно получались как стихи, так и проза, как короткие рассказы, так и романы. но все же я ценю талант ивана алексеевича именно за ту его часть творчества, что можно назвать «малым» жанром. и особенно мне нравятся рассказы бунина, основной темой которых является любовь.
в этих произведениях наиболее ярко раскрывается дарование автора к описанию всего сокровенного, порой совсем необычному, к передаче идей и мыслей. необыкновенная поэтичность привносит в повествование чувственность, что так необходимо для произведений с такой тематикой. если проследить все творчество бунина от начала до конца, то можно разбить его на периоды, основываясь на том, какой теме в своих произведениях он отдает предпочтение. меня интересует сборник «темные аллеи», написанный в годы второй мировой войны, ведь он полностью посвящен теме любви, после прочтения рассказов из него можно попытаться сформулировать основную идею, мысль автора. на мой взгляд основной «тезис» творчества бунина заключается в цитате: «всякая любовь великое счастье, даже если она не разделена». но в любовных драмах сборника, а именно они и составляют его основу, можно также убедиться в том, что бунин ценит лишь естественную, чистую любовь, высокое человеческое чувство, отвергая надуманные ложные впечатления. иван алексеевич также в своих рассказах неразрывно связывает любовь со смертью, соединяет прекрасное и ужасное. но это не надуманная композиция, автор таким образом пытается показать читателям, как близко граничит любовь со смертью, насколько близко друг от друга две крайности.
наиболее известны читателям рассказы «солнечный удар», «чистый понедельник» и «натали». все они отлично подходят под описание трагичной любовной с печальным концом, но в каждом из них бунин открывает нам новый аспект, новый взгляд на любовь.
герои «солнечного удара» совершенно случайно знакомятся на пароходе. но их мимолетное влечение не проходит бесследно для обоих персонажей. она говорит поручику: «никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. на меня точно затмение нашло… или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара». но это потрясение касается его, лишь когда он, проводив ее на корабль, возвращается в гостиницу. сердце его «сжалось непонятной нежностью», и «он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние», ведь он не знал ни ее имени, ни фамилии. любовь, которую поручик осознал слишком поздно, почти губит его, он готов умереть за еще один день, проведенный с ней. но мы убеждаемся в том, что на самом деле любовь – это благо, несмотря на то, что она обрывается так стремительно, понимаем, насколько сильно и всеобъемлюще это чувство.
в новелле «чистый понедельник», столь любимой автором, нам рассказывается о неразделенной любви героя к загадочной героине. она не интересуется и даже отвергает многие вещи, принятые в их кругу, ее сложная натура не дает покоя герою. отчужденность героини («ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…») разъясняется в прощеное воскресенье, когда герои отправляются вместе на кладбище. мы узнаем о ее увлечении стариной, кремлевскими соборами и монастырями. героиня пытается найти смысл и опору в окружающем ее мире, но не находит, даже любовь героя не приносит ей счастья. смысл названия в том, что героиня, не найдя красоты и духовности в современном мире, очищается от предыдущей жизни и уходит в монастырь, где, как ей кажется, она будет счастлива.
главный герой третьего рассказа, виталий мещерский, оказывается сам виновным в любовной трагедии, разыгравшейся между ним, кузиной соней и ее подругой натали. студент не может решить, предпочесть ли «страстное телесное упоение» к соне или искренне и возвышенное чувство к натали. уход от выбора заканчивается трагическим финалом. автор показывает нам то, что чувство виталия к соне напускное, а любовь к натали истинна, доказывает ее превосходство.
в рассказах о любви и. а. бунин утверждает, что любовь – чувство высокое и прекрасное, и человек, способный любить, высоконравственен. несмотря на то, что любовь приносит не только радость и счастье, но и горе, страдание, - это великое чувство. и я с этим полностью согласен.
ответ:
к кому обращается державин в стихотворении «властителям и судиям»? каков характер этого обращения (обличение, наказ, прославление)? стихотворение (переложение псалма 81) звучит как прямое гневное обращение к «земным богам», т. е. царям, властителям. в противоположность сложившейся традиции восхваления в одах и других поэтических произведениях «земных богов» державин не только сводит их с пьедестала, но и судит их, напоминая об обязанностях перед подданными. стихотворение содержит и обличение, и наказ (наставление).
как понимает державин назначение правителей, «земных богов»? земные правители должны, как утверждает державин, строго следовать законам, не допускать их нарушения («на лица сильных не взирать»), защищать обездоленных и неимущих от несправедливости («о? сильных защищать бессильных»), заботиться о материальных нуждах и соблюдении гражданских прав, чтобы все были равны и едины перед законом.
каков настоящий облик «властителей и судий»? соответствует ли он представлению поэта о просвещенном государственном деятеле?
на самом деле облик «властителей и судий» весьма далек от представлений поэта-классициста о просвещенном государственном деятеле. при их попустительстве творятся злодейства и несправедливости, процветает мздоимство (взяточничество). «земные боги» не хотят исполнять возложенные на них всевышним богом обязанности. державин выдвигает меткую формулу, раскрывающую основы деятельности такого монарха, его отношения к творимым беззакониям: «не внемлют! видят — и не знают мздою очеса». ничтожность царей, их человеческая слабость, склонность к соблазнам становятся особенно ощутимы антитезам: идеальный государь — государь реальный, царь — раб:
цари! я мнил, вы боги властны, никто над вами не судья, но вы, как я подобно, страстны и также смертны, как и я.
и вы подобно так падете, как с древ увядший лист падет! и вы подобно так умрете, как ваш последний раб умрет!
сопоставьте это стихотворение с одой ломоносова. в чем, по-вашему, сходство и различие этих двух произведений?
сходство в понимании назначения высшей власти: забота о подданных, соблюдение закона, защита от несправедливости; и оды ломоносова, и стихотворение державина полны поучений монархам. различие состоит в том, что ломоносов отождествляет по законам одического жанра прогрессивные государственные идеи с намерениями царствующей императрицы, ее деятельностью. быть может, это в какой-то мере пожелание, изображение должного, идеального. но в одах ломоносова мы не найдем державинские обличения власти.
тема любви в произведениях и. а. бунина
иван алексеевич бунин является одним из самых видных писателей двадцатого века. у него замечательно получались как стихи, так и проза, как короткие рассказы, так и романы. но все же я ценю талант ивана алексеевича именно за ту его часть творчества, что можно назвать «малым» жанром. и особенно мне нравятся рассказы бунина, основной темой которых является любовь.
в этих произведениях наиболее ярко раскрывается дарование автора к описанию всего сокровенного, порой совсем необычному, к передаче идей и мыслей. необыкновенная поэтичность привносит в повествование чувственность, что так необходимо для произведений с такой тематикой. если проследить все творчество бунина от начала до конца, то можно разбить его на периоды, основываясь на том, какой теме в своих произведениях он отдает предпочтение. меня интересует сборник «темные аллеи», написанный в годы второй мировой войны, ведь он полностью посвящен теме любви, после прочтения рассказов из него можно попытаться сформулировать основную идею, мысль автора. на мой взгляд основной «тезис» творчества бунина заключается в цитате: «всякая любовь великое счастье, даже если она не разделена». но в любовных драмах сборника, а именно они и составляют его основу, можно также убедиться в том, что бунин ценит лишь естественную, чистую любовь, высокое человеческое чувство, отвергая надуманные ложные впечатления. иван алексеевич также в своих рассказах неразрывно связывает любовь со смертью, соединяет прекрасное и ужасное. но это не надуманная композиция, автор таким образом пытается показать читателям, как близко граничит любовь со смертью, насколько близко друг от друга две крайности.
наиболее известны читателям рассказы «солнечный удар», «чистый понедельник» и «натали». все они отлично подходят под описание трагичной любовной с печальным концом, но в каждом из них бунин открывает нам новый аспект, новый взгляд на любовь.
герои «солнечного удара» совершенно случайно знакомятся на пароходе. но их мимолетное влечение не проходит бесследно для обоих персонажей. она говорит поручику: «никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. на меня точно затмение нашло… или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара». но это потрясение касается его, лишь когда он, проводив ее на корабль, возвращается в гостиницу. сердце его «сжалось непонятной нежностью», и «он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние», ведь он не знал ни ее имени, ни фамилии. любовь, которую поручик осознал слишком поздно, почти губит его, он готов умереть за еще один день, проведенный с ней. но мы убеждаемся в том, что на самом деле любовь – это благо, несмотря на то, что она обрывается так стремительно, понимаем, насколько сильно и всеобъемлюще это чувство.
в новелле «чистый понедельник», столь любимой автором, нам рассказывается о неразделенной любви героя к загадочной героине. она не интересуется и даже отвергает многие вещи, принятые в их кругу, ее сложная натура не дает покоя герою. отчужденность героини («ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…») разъясняется в прощеное воскресенье, когда герои отправляются вместе на кладбище. мы узнаем о ее увлечении стариной, кремлевскими соборами и монастырями. героиня пытается найти смысл и опору в окружающем ее мире, но не находит, даже любовь героя не приносит ей счастья. смысл названия в том, что героиня, не найдя красоты и духовности в современном мире, очищается от предыдущей жизни и уходит в монастырь, где, как ей кажется, она будет счастлива.
главный герой третьего рассказа, виталий мещерский, оказывается сам виновным в любовной трагедии, разыгравшейся между ним, кузиной соней и ее подругой натали. студент не может решить, предпочесть ли «страстное телесное упоение» к соне или искренне и возвышенное чувство к натали. уход от выбора заканчивается трагическим финалом. автор показывает нам то, что чувство виталия к соне напускное, а любовь к натали истинна, доказывает ее превосходство.
в рассказах о любви и. а. бунин утверждает, что любовь – чувство высокое и прекрасное, и человек, способный любить, высоконравственен. несмотря на то, что любовь приносит не только радость и счастье, но и горе, страдание, - это великое чувство. и я с этим полностью согласен.