Из статьи Гончарова "Мильон терзаний": "Он как будто пятьдесят третья какая-то загадочная карта в колоде". "Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы картина нравов. " " Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме. " "Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом - это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он "чувствителен и весел, и остер". "Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. " "Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье, раздраженного какою-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. " "Чацкий рвется к "свободной жизни", "к занятиям" наукой и искусством и требует "службы делу, а не лицам" Чацкий - "искренний сумасшедший" "Все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю. " "Роль и физиономия Чацких неизменна. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, "жизнь свободную". "Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: "один в поле не воин". "Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим" Чацкий - "с головы до ног русский человек" "Чацкого роль - роль страдательная... такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная" "Ставить рядом с Онегиным Чацкого нельзя; Чацкий... из всех наиболее живая личность и как человек, и как исполнитель указанной ему Грибоедовым роли".
1. В этом произведении, как и в любом другом, ты видишь различные ситуации со стороны. В героях произведения можно заметить себя; в их идеях и мыслях - свои; замечая их ошибки, осознать, что сам совершаешь подобные.. . И, так далее.. . Соответственно, воспитательный характер произведения, как мне кажется, состоит в том, чтобы непрямо донести замечание. Автор, не обвиняя; не угрожая; не проявляя злости или непочтения, доносит некоторые проблемы до сознания чтеца. 2. Простакова в начале комедии - грозная и властная хозяйка, не признающая никакой власти, кроме собственной, в конце комедии - жалкое, всеми покинутое существо. Её ждет заслуженное наказание – приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства - сын Митрофанушка, "друг сердешный", "душенька",но и он в финале и он отворачивается от матери. Митрофан, ради которого она жила и который, по сути, был смыслом её жизни, предаёт Простакову, трусливо отказывается от нее: "Да отвяжись, матушка, как навязалась..." Юноша такой же корыстный, как Простакова. Он бросает лишившуюся всего Простакову, уходит служить к новому владельцу деревни Правдину. Для него старания и любовь матери оказались ничтожны перед авторитетом денег и власти. Слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни самой Простаковой ничего хорошего. Никто не госпожу Простакову. Не жаль и нам.
В этом произведении, как и в любом другом, ты видишь различные ситуации со стороны. В героях произведения можно заметить себя; в их идеях и мыслях - свои; замечая их ошибки, осознать, что сам совершаешь подобные.. . И, так далее.. . Соответственно, воспитательный характер произведения, как мне кажется, состоит в том, чтобы непрямо донести замечание. Автор, не обвиняя; не угрожая; не проявляя злости или непочтения, доносит некоторые проблемы до сознания чтеца.
2. Простакова в начале комедии - грозная и властная хозяйка, не признающая никакой власти, кроме собственной, в конце комедии - жалкое, всеми покинутое существо. Её ждет заслуженное наказание – приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства - сын Митрофанушка, "друг сердешный", "душенька",но и он в финале и он отворачивается от матери. Митрофан, ради которого она жила и который, по сути, был смыслом её жизни, предаёт Простакову, трусливо отказывается от нее: "Да отвяжись, матушка, как навязалась..." Юноша такой же корыстный, как Простакова. Он бросает лишившуюся всего Простакову, уходит служить к новому владельцу деревни Правдину. Для него старания и любовь матери оказались ничтожны перед авторитетом денег и власти. Слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни самой Простаковой ничего хорошего. Никто не госпожу Простакову. Не жаль и нам.