Незвичайна і багата на пригоди біографія поета-романтика Дж. Байрона наклала відбиток на його творчість. Він належав до аристократичної, але збіднілої родини. У десятирічному віці після смерті діда Байрон успадкував титул лорда. Ще студентом Кембріджського університету почав писати вірші, та відомий став після опублікування поеми "Паломництво Чайльда-Гарольда". Байрон багато подорожував, цікавився історією, був учасником визвольного руху в Італії, долучився до лав грецьких повстанців.
Поеми Байрона побудовані як лірична сповідь героя, який втілює риси непересічної особистості і є носієм вірувань та ідей своєї хворої доби. Ці поеми-сповіді є найвищим творчим досягненням англійського поета-романтика. Саме романтикою овіяний образ українського гетьмана Мазепи. Байрон, як свідчить поема "Мазепа", цікавився історією України і, на відміну від російських письменників, симпатизував Мазепі.
Після поразки шведів під Полтавою король Карл XII зупинився перепочити в лісі. Він ліг під деревом, тамуючи біль від ран. До нього приєднався гетьман Мазепа, але король помітив, що перш ніж лягти відпочити, козацький гетьман:
...обійняв свого коня
За шию, наче той рідня,
І не зважаючи на втому,
Підкинув листя вороному,
Обер на спині вогкий" пил,
Звільнив з оброті і вудил...
Короля вразило таке трепетне ставлення до тварини, і він попросив гетьмана розповісти, за що той так шанує свого коня. Козацький гетьман відповів, що не добром поминає "ту школу, де навчивсь їзди". Це заінтригувало короля, і Мазепа задовольнив його цікавість розповіддю про службу пажем за юних літ при дворі короля Яна-Казиміра. Юний і вродливий Мазепа закохався у молоду дружину ясновельможного пана:
В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.
Вопрос: Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения. («Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться».)
Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.
Задание: Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.
Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».
Вопрос: Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?
Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.
Вопрос: Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?
В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй – проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.
Вопрос: А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные
И это художественный прием. С такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.
Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван – герой, защитник.
Автор-народ хотел изобразить героя умным, сильным, скромным, простым, преданным своему делу. Таким является Иван – крестьянский сын.
ОБРАЗ ВРАГА
Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.
Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.
Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ
Вопросы и задания:
– Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
– Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя.)
– Какие словосочетания замедляют действие? («Долго ли коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)
– Приведите примеры постоянных эпитетов. (Добрый молодец, булатный меч и др.)
Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».
В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.
– Как можно сформулировать мораль сказки?
Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:
Незвичайна і багата на пригоди біографія поета-романтика Дж. Байрона наклала відбиток на його творчість. Він належав до аристократичної, але збіднілої родини. У десятирічному віці після смерті діда Байрон успадкував титул лорда. Ще студентом Кембріджського університету почав писати вірші, та відомий став після опублікування поеми "Паломництво Чайльда-Гарольда". Байрон багато подорожував, цікавився історією, був учасником визвольного руху в Італії, долучився до лав грецьких повстанців.
Поеми Байрона побудовані як лірична сповідь героя, який втілює риси непересічної особистості і є носієм вірувань та ідей своєї хворої доби. Ці поеми-сповіді є найвищим творчим досягненням англійського поета-романтика. Саме романтикою овіяний образ українського гетьмана Мазепи. Байрон, як свідчить поема "Мазепа", цікавився історією України і, на відміну від російських письменників, симпатизував Мазепі.
Після поразки шведів під Полтавою король Карл XII зупинився перепочити в лісі. Він ліг під деревом, тамуючи біль від ран. До нього приєднався гетьман Мазепа, але король помітив, що перш ніж лягти відпочити, козацький гетьман:
...обійняв свого коня
За шию, наче той рідня,
І не зважаючи на втому,
Підкинув листя вороному,
Обер на спині вогкий" пил,
Звільнив з оброті і вудил...
Короля вразило таке трепетне ставлення до тварини, і він попросив гетьмана розповісти, за що той так шанує свого коня. Козацький гетьман відповів, що не добром поминає "ту школу, де навчивсь їзди". Це заінтригувало короля, і Мазепа задовольнив його цікавість розповіддю про службу пажем за юних літ при дворі короля Яна-Казиміра. Юний і вродливий Мазепа закохався у молоду дружину ясновельможного пана:
В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.
Вопрос: Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения. («Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться».)
Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.
Задание: Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.
Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».
Вопрос: Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?
Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.
Вопрос: Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?
В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй – проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.
Вопрос: А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные
И это художественный прием. С такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.
Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван – герой, защитник.
Автор-народ хотел изобразить героя умным, сильным, скромным, простым, преданным своему делу. Таким является Иван – крестьянский сын.
ОБРАЗ ВРАГА
Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.
Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.
Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ
Вопросы и задания:
– Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
– Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя.)
– Какие словосочетания замедляют действие? («Долго ли коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)
– Приведите примеры постоянных эпитетов. (Добрый молодец, булатный меч и др.)
Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».
В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.
– Как можно сформулировать мораль сказки?
Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:
џ В каком народе живешь, того и обычая держись.
џ Своя земля и в горсти мила.
џ Чужая сторона – мачеха, родима сторона – мать.
џ Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
џ На Руси не все караси – есть и ерши.
џ В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
II