Прочитайте финальный эпизод рассказа В. Шукшина «Чудик» и заполни таблицу Домой Чудик приехал, когда шел рясный парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле – в одной руке чемодан, в другой – ботинки. Подпрыгивал и громко пел:
- Тополя-а, тополя-а…
С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик редел, шлепал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри. В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал.
Тема эпизода (о чем или о ком данный эпизод)
Как тема эпизода связана с темой всего рассказа
Назовите проблемы, раскрываемые в эпизоде
Какое место занимает данный эпизод в композиции рассказа
Определите роль пейзажа в эпизоде
Найдите выразительные средства языка в отрывке
Как этот эпизод характеризует героя рассказа
На картине Е. Сыромятниковой «Первые зрители» мы видим двух мальчиков, с большим интересом заглядывающих в комнату неизвестного художника.
Окно просторной и светлой комнаты распахнуто настежь, занавески развеваются на ветру. В тени у окна стоит старинное кресло и этюдник. Слева на полотне мы видим мольберт с холстом, но о том, что там изображено, мы не знаем. Зато это видят заглянувшие в окно «первые зрители». По лицу старшего мальчика можно понять, что работа выполнена профессионалом и она невероятно красивая.
Также в комнате стоит деревянный табурет, на котором лежат краски и кисти. По палитре можно заметить, что художник пользовался зелёной, жёлтой краской и немного коричневой и синей. Вполне возможно, что неизвестный художник изобразил летний пейзаж. На переднем плане справа в большой вазе стоит роскошный букет ромашек. Вся комната щедро освещена солнечными лучами.
Нравственные идеалы героя просты,всё что присуще простому русскому человеку.Ему свойственны широта души,сострадательность ,желание всегда другому.Чудик не злопамятен,не умеет держать зла и обижаться.Он понимает и ценит природу,задумываясь,почему эту красоту не видят другие.Его волнуют вопросы о смысле жизни,почему люди бывают злыми.Он горд,что живёт на земле и пытается объяснить это другим.Чудик человек труда и гордится этим,он рад жизни и принимает её такой,какая она есть.Расмышляя о добре и зле,Чудик не задаётся глобальными вопросами,а находит свой смысл жизни,где его призвание-любить родной край,ценить землю и трудиться на радость людям.
В конце рассказа Чудик возвращается домой.Он выходит из автобуса,под тёплый,грибной дождик,снимает ботинки и бежит босиком по лужам.Здесь автор показывает радость героя,он дома,среди своих и он он не чудик,а счастливый человек.Здесь кроется единство чудика и природы,которая ему обрести душевный покой,вернуть радость жизни.Именно такой финал и предполагает рассказ о замечательном,немного смешном,но очень трогательном человеке.
Смысл названия -рассказать всем о красоте русской души.В понимании автора,чудики-это не такие, как все люди,это удивительно добрые,талантливые ,украшающие жизнь труженики,это простой народ,его судьба.Чудики не ждут чудес,они чудят сами,даря тепло и радость,сея добро вокруг.
Художественная идея рассказа -показать мир глазами Чудика,обыкновенного сельского жителя.Поднимая извечную проблему между городом и селом,Шукшин показывает,что в деревне люди добрее,безобиднее и чище,нет прагматизма.Сельчане наивнее,но с их появлением исчезает равнодушие,корысть,пошлость жизни.Простые люди красивы душой,богаты трудом и широки добротой.Им непонятны злость и насмехательство,зато доступны смех и радость.
Объяснение: