Образ старого добродушного дядьки Савельича принадлежит к числу замечательных созданий пушкинского гения.
В беззаветной, бескорыстной преданности Савельича своему питомцу есть что-то трогательное. Вся жизнь его сводится к тому, чтобы оградить Петра Андреевича от неприятностей и опасностей, чтобы отстоять его интересы, сохранить барское добро. Преданность его доходит до самоотвержения: он готов заслонить Петра Андреевича своею грудью от ударов шпаги Швабрина, предлагает Пугачеву повесить его вместо барина и т. п.
В преданности Савельича нет ни тени нравственного холопства. Он по-своему независим, даже упрям и часто ворчит на своего барина. Упрямый, но добрый старик, впрочем, всегда уступает своему питомцу, хотя простодушие и наивность его доставляют Гриневу много хлопот. Некоторый комизм образа Савельича заключается в том, что он часто действует невпопад. Он наивно подает Пугачеву список барских вещей, разграбленных «злодеями», не преминув напомнить и о заячьем тулупчике, подаренном когда-то Пугачеву. Это излишнее усердие могло бы кончиться печально для Гринева. Тем не менее в трагический момент, когда Гринева вели на виселицу, именно Савельич жизнь своего любимца, «барского дитяти».
Савельич - незабываемый образ русского крестьянина крепостной эпохи, «верного слуги» старого времени. Образ его стал родоначальником целой галереи «верных слуг», созданных русской художественной литературой
Материал для сочинения. Левша - характеристика литературного героя (персонажа) Левша
ЛЕВША — герой рассказа Н. С. Лескова «Левша» (1881, первая публикация под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)») . Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту русского народа, олицетворенного в образе тульского мастера Л. , который даже блоху сумел подковать. Но сам автор возражал против такой трактовки. В рассказе, стилизованном под легенду, говорится не только о соревновании искусных англичан и даровитых русских, но и о тех условиях, в которых вынужден жить талантливый человек в России. Лесков говорит об отношении самодержцев Александра и Николая к своим подданным, о жестокости «промежуточной» власти в лице атамана Платова. Л. и его товарищи-ремесленники сумели без «мелкоскопа» , без «расчета силы» не только подковать блоху, но и написать на подковках имя мастера. Не тщеславие двигало Л. к цели, а патриотизм. Не англичан хотел он посрамить, а Россию возвысить. Потому, приступая к делу, молился Л. Николе Мценскому и совершил фантастическую по ювелирное™ работу. Однако истинный народный талант в России живет в нищете, им помыкают; Платов швыряет Л. «к себе в коляску в ноги» . Для сравнения Лесков показывает жизнь менее дерзостных в своей фантазии и своем таланте англичан. Глазами прибывшего в Англию Л. мы видим условия, о каких и мечтать не может русский мастеровой. Англичане ценят сноровку, опыт, талант Л. , заботятся о нем, обращаются с ним, как с барином, стараются угодить во всем, предлагают остаться у них на постоянное (и сытое) жительство. Но, узнав английский секрет хранения оружия, тульский мастер просит лишь об одном — поскорее отправить его в Россию. Единственное его желание — сообщить об этом секрете царю, ибо эти сведения действительно государственной важности. Однако если в Англии «другие правила жизни, науки и продовольствия» , то в России — все то же беззаконие и безразличие. Стоило Л. оказаться на родной земле, как у него, заболевшего, отобрали не только английские богатые подарки, но и остатки здоровья. Никому нет дела до секрета, которым владеет мастер, до его поразительных до его жизни. Так и умирает он, всеми брошенный, в больнице для бедных. Больше всего страдает Л. от того, что уносит с собою в могилу выведанный у англичан секрет. «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», — говорит о своем русском «камраде» Л. «аглицкий полшкипер» . Несмотря на то что «собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства» (автор подчеркивал, что «левша есть лицо, мною выдуманное») , предпринимаются попытки найти прообраз оружейника.
В беззаветной, бескорыстной преданности Савельича своему питомцу есть что-то трогательное. Вся жизнь его сводится к тому, чтобы оградить Петра Андреевича от неприятностей и опасностей, чтобы отстоять его интересы, сохранить барское добро. Преданность его доходит до самоотвержения: он готов заслонить Петра Андреевича своею грудью от ударов шпаги Швабрина, предлагает Пугачеву повесить его вместо барина и т. п.
В преданности Савельича нет ни тени нравственного холопства. Он по-своему независим, даже упрям и часто ворчит на своего барина. Упрямый, но добрый старик, впрочем, всегда уступает своему питомцу, хотя простодушие и наивность его доставляют Гриневу много хлопот. Некоторый комизм образа Савельича заключается в том, что он часто действует невпопад. Он наивно подает Пугачеву список барских вещей, разграбленных «злодеями», не преминув напомнить и о заячьем тулупчике, подаренном когда-то Пугачеву. Это излишнее усердие могло бы кончиться печально для Гринева. Тем не менее в трагический момент, когда Гринева вели на виселицу, именно Савельич жизнь своего любимца, «барского дитяти».
Савельич - незабываемый образ русского крестьянина крепостной эпохи, «верного слуги» старого времени. Образ его стал родоначальником целой галереи «верных слуг», созданных русской художественной литературой
посмортите во это
Материал для сочинения. Левша - характеристика литературного героя (персонажа)
Левша
ЛЕВША — герой рассказа Н. С. Лескова «Левша» (1881, первая публикация под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)») . Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту русского народа, олицетворенного в образе тульского мастера Л. , который даже блоху сумел подковать. Но сам автор возражал против такой трактовки. В рассказе, стилизованном под легенду, говорится не только о соревновании искусных англичан и даровитых русских, но и о тех условиях, в которых вынужден жить талантливый человек в России. Лесков говорит об отношении самодержцев Александра и Николая к своим подданным, о жестокости «промежуточной» власти в лице атамана Платова. Л. и его товарищи-ремесленники сумели без «мелкоскопа» , без «расчета силы» не только подковать блоху, но и написать на подковках имя мастера. Не тщеславие двигало Л. к цели, а патриотизм. Не англичан хотел он посрамить, а Россию возвысить. Потому, приступая к делу, молился Л. Николе Мценскому и совершил фантастическую по ювелирное™ работу. Однако истинный народный талант в России живет в нищете, им помыкают; Платов швыряет Л. «к себе в коляску в ноги» . Для сравнения Лесков показывает жизнь менее дерзостных в своей фантазии и своем таланте англичан. Глазами прибывшего в Англию Л. мы видим условия, о каких и мечтать не может русский мастеровой. Англичане ценят сноровку, опыт, талант Л. , заботятся о нем, обращаются с ним, как с барином, стараются угодить во всем, предлагают остаться у них на постоянное (и сытое) жительство. Но, узнав английский секрет хранения оружия, тульский мастер просит лишь об одном — поскорее отправить его в Россию. Единственное его желание — сообщить об этом секрете царю, ибо эти сведения действительно государственной важности. Однако если в Англии «другие правила жизни, науки и продовольствия» , то в России — все то же беззаконие и безразличие. Стоило Л. оказаться на родной земле, как у него, заболевшего, отобрали не только английские богатые подарки, но и остатки здоровья. Никому нет дела до секрета, которым владеет мастер, до его поразительных до его жизни. Так и умирает он, всеми брошенный, в больнице для бедных. Больше всего страдает Л. от того, что уносит с собою в могилу выведанный у англичан секрет. «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», — говорит о своем русском «камраде» Л. «аглицкий полшкипер» . Несмотря на то что «собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства» (автор подчеркивал, что «левша есть лицо, мною выдуманное») , предпринимаются попытки найти прообраз оружейника.
НЕ ЗНАЮ ПОЙДЕТ ИЛИ НЕТ! НО ВСЕ ЖЕ)