Простакова - главный персонаж бессмертной комедии Фонвизина, она движущая сила всего произведения, мать Митрофанушки, которая пойдет на все ради своего сына, и именно от нее зависит все, что происходит в жизни этого семейства. Особенность бытия состоит именно в отсутствии идеалов как таковых, здесь властвует грубость, низость, бездуховность, оскорбления. Простакова выступает в этом произведении в нескольких ролях: как мать Митрофанушки, как жена, как хозяйка, как сестра. По ее речи можно составить полное представление о ней, как о личности. Цитаты:
жена
-Что, что ты от меня прятаться изволишь? -Сам ты мешковат, умная голова. -А ты сам разве ослеп? -Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко. -Что, что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? -Опять зазевался, мой батюшка; да изволь, сударь, проводить ее. Ноги-то не отнялись.
мать -Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. -Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. -Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка? -Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение. -Поди, порезвись, Митрофанушка. -Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. -Пойдем со мною, Митрофанушка. Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нещечко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться.
хозяйка - А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, болван, чем ты оправдаешься? -Экое скотское рассуждение! -Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть. -Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле…
сестра -Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. -Братец, друг мой! -Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем.
Такова она - Простакова, типичный представитель общества, неграмотная и необразованная, считающая образование ненужной роскошью. У нее нет понятия совести и честности в ее стремлении быть не хуже других помещиков, следовать столичной моде и бороться за своё собственное благополучие и благополучие своего сына.
Простакова абсолютно беспринципная особа, которая решится и на обман, и на подлость, ради своей выгоды. Жалкая двуличная помещица, власть и невежество которой были показателями для русских помещиков того времени.
В молодости Лермонтов чаще говорил в своих произведениях о муках, об огорчениях, доставляемых жизнью, нежели об ее радостях. Жизнь не очень-то жаловала поэта, судьбу его нельзя назвать счастливой в житейском смысле этого слова. Ведь прожил Лермонтов всего лишь двадцать шесть лет. Это слишком малый срок, чтобы в мучениях и размышлениях найти свой смысл жизни. В ранней лирике Лермонтова исходным остаётся переживание печального одиночества: "Брожу один, как отчуждённый". Уже в первых стихотворениях проявляется настроение отрицания. Уныние вызвано отсутствием страны, "где дружба дружбы не обманет, любовь любви не изменит". Однако очень скоро откровенные признания лирического героя о себе сменяются страстным монологом, направленным против "здешнего света", равнодушного к "глубоким познаниям", славе, таланту, "пылкой любви свободы". В произведении, названном "Монолог", речь уже о многих: субъективное "я" сменяется расширительным "мы": "Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд её мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит". Так складывался образ разочарованного поколения, отравленного пустым светом. Образ "жизни чаши" типичен для ранней лирики Лермонтова и достигает кульминации в стихотворении "Чаша жизни": "Мы пьем из чаши бытия С закрытыми очами, Златые омочив края Своими же слезами, Когда же перед смертью с глаз Завязка упадет, И все, что обольщало нас, С завязкой исчезает; Тогда мы видим, что пуста Была златая чаша, Что в ней напиток был - мечта, И что она - не наша!". «Чаша жизни» - символического плана стихотворение философской тематики. В нем жизнь представляется как золотая чаша, из которой люди пьют прекрасный напиток. Однако, это только иллюзии: жизнь - не золотая чаша. Люди обманывают самих себя, и истина открывается им только перед смертью. И тогда оказывается, что чаша была пуста, а вместо напитка были лишь слезы.
Простакова - главный персонаж бессмертной комедии Фонвизина, она движущая сила всего произведения, мать Митрофанушки, которая пойдет на все ради своего сына, и именно от нее зависит все, что происходит в жизни этого семейства.
Особенность бытия состоит именно в отсутствии идеалов как таковых, здесь властвует грубость, низость, бездуховность, оскорбления.
Простакова выступает в этом произведении в нескольких ролях: как мать Митрофанушки, как жена, как хозяйка, как сестра. По ее речи можно составить полное представление о ней, как о личности.
Цитаты:
жена
-Что, что ты от меня прятаться изволишь?
-Сам ты мешковат, умная голова.
-А ты сам разве ослеп?
-Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.
-Что, что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?
-Опять зазевался, мой батюшка; да изволь, сударь, проводить ее. Ноги-то не отнялись.
мать
-Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти.
-Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку.
-Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
-Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.
-Поди, порезвись, Митрофанушка.
-Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка.
-Пойдем со мною, Митрофанушка. Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нещечко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться.
хозяйка
- А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
-Экое скотское рассуждение!
-Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
-Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле…
сестра
-Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь.
-Братец, друг мой!
-Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем.
Такова она - Простакова, типичный представитель общества, неграмотная и необразованная, считающая образование ненужной роскошью. У нее нет понятия совести и честности в ее стремлении быть не хуже других помещиков, следовать столичной моде и бороться за своё собственное благополучие и благополучие своего сына.
Простакова абсолютно беспринципная особа, которая решится и на обман, и на подлость, ради своей выгоды. Жалкая двуличная помещица, власть и невежество которой были показателями для русских помещиков того времени.