Проектная задача «Васюткино озеро»
Литература, география, биология, ИЗО, математика, английский язык, ОБЖ
Писатель Виктор Астафьев в своих воспоминаниях пишет, что в школе, когда детям дали задание написать сочинение о том, как они провели лето, он написал сочинение под названием «Жив». В своём сочинении он описал то, как он в августе заблудился в тайге. Будучи уже писателем, Астафьев вспомнил об этом сочинении и написал рассказ «Васюткино озеро». Васютке пришлось преодолеть много препятствий, мы, читатели, пережили вместе с ним много трудных дней и ночей. Сегодня наша задача всем заблудившимся выбраться из тайги и написать продолжение рассказа о Васютке. Нам предстоит преодолеть ряд препятствий, результаты нашего труда мы оформим в виде электронной или бумажной книги, презентации.
Дорогие ребята! Вам предстоит продемонстрировать прежде всего умение работать вместе при решении общей задачи. Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому¬то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать. Задание 1
Где же всё произошло? Рассказ начинается с предложения: «Это озеро не отыщешь на карте», а заканчивается описанием карты, на которой можно найти озеро. Найдите на карте эти «кляксочки», нарисуйте на листе А4 карту предполагаемого вами района с указанием широты, долготы. Масштаб карты выберите в соответствии с вашим замыслом. Вашу карту назовите с указанием страны, края или области, района.
Задание 2
Васютка заблудился в хвойном лесу. Опишите все ярусы этого леса. Объясните, как нижний ярус леса может подсказать заблудившемуся человеку направление движения? Нарисуйте хвойный лес и лесное озеро, которое вывело Васютку к Енисею.
Задание 3
Если вы правильно сделали задание 1, то вы сможете разгадать слово, спрятанное в таблице. Там, где жил Васютка, грунт характеризуется ЭТИМ. Что это? При затруднении решите примеры, которые дадут вам подсказку. Найдите значение выражений:
(т) 58344∶429+512∙24
(ф) 1067154∶4807+707∙390
(л) 1 1/3∙(8 2/3 ∶1 4/9-3 3/8+1 5/8)-1 5/6
(е) 367710∶35+302∙49
(ц) 6 3/16-( 2 3/8+3 5/12 )
(м) ( 3 1/15-1 1/15 ∶1 3/5+2/5 )∙2 1/7-1 1/7
(з) ( 708 ∙398-892∙211) ∶93572
(д) 296+200∶50
(а) ( 78213-74899)∙217
(о) 1 3/4∙2 4/7 ∶4 1/2+2 2/5 ∶9/10∙3/8
(р)( 63 2/3+3 1/8 )-( 13-10 5/9 )
В нижнюю строку таблицы впишите буквы, соответствующие числам верхней строки и вы получите это слово.
4 6/7 25304 64 25/72 1 3 5/6 2 12424 719138
Как слово, найденное вами, соотносится с рассказом?
Задание 4
Составьте инструкцию для тех, кто собирается пойти в лес по грибы, ягоды или орехи, опираясь на опыт Васютки. Запишите инструкцию в формате rtf. Задание 5
Составьте инструкцию на английском языке для иностранных туристов, собирающихся в таёжный поход. Запишите инструкцию в формате rtf.
Задание 6
Придумайте рассказ – продолжение рассказа «Васюткино озеро». Запишите свой рассказ в формате rtf, используя иллюстрации из заданий 1 и 2.
Задание 7 Выполненные задания 4, 5 и 6 распечатайте в виде брошюры, подготовьте презентацию вашей работы.
История о том, как Печорин добивается расположения и любви этой девушки, составляет сюжетную основу части «Княжна Мери». Именно здесь с глубоким психологизмом Лермонтов показывает тайные мотивы поступков Печорина, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свободу. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате – разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он и правда подобен «палачу в пятом акте трагедии». Именно такова его роль в судьбе Мери. Девушка, принадлежащая, как и Печорин, высшему свету, княжна Мери впитала в себя с детства многое из морали и нравов ее окружения. Она красива, горда, неприступна, но в то же время любит поклонение и внимание к себе. Порой, она кажется избалованной и капризной, а потому разработанный Печорин план ее «соблазнения» поначалу не вызывает у читателя сильного осуждения.
Но мы замечаем и другие качества Мери, прячущиеся за внешностью светской красавицы. Она внимательна к Грушницкому, которого считает бедным, страдающим молодым человеком. Она не выносит показного бахвальства и пошлости офицеров, составляющих «водяное общество». Княжна Мери проявляет сильный характер, когда Печорин начинает осуществлять свой «план» завоевания ее сердца. Но вот беда – Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить себе. И, к сожалению, Мери пала его жертвой, как и другие. Виновна ли она в этом? Для того чтобы понять это, надо посмотреть, на чем «играет» Печорин, завоевывая ее расположение. Ключевая сцена – это беседа Печорина с Мери на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», герой «исповедуется» перед неопытной девушкой. Он рассказывает ей о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нравственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина – вызвать сочувствие девушки. И действительно, ее добрая душа тронута этим рассказам, а в результате – она полюбила Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин – он достиг своей цели: «…Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» - цинично замечает герой. Последняя сцена объяснения Печорина и Мери вызывает острое сочувствие к несчастной девушке. Даже самому Печорину «стало жаль ее». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся над ней. И княжне остается только страдать и ненавидеть его, а читателю – размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.