Глава 1. предсказание лонгрен, моряк, что ходил в море на бриге «орион», после десяти лет плавания покидает службу и возвращается домой. он вынужден так поступить, потому что, однажды вернувшись в маленькую деревушку каперна, узнал, что у него есть восьми месячная дочка, а любимая жена мери умерла от двустороннего воспаления лёгких. роды были тяжелыми, на восстановление ушли почти все сбережения, что были в доме. бедная женщина вынуждена была идти в город в холодную погоду, чтобы заложить обручальное кольцо – единственную ценность – и купить хлеба. после трёх часового пути мери слегка и вскоре умерла. в опустевший дом переселилась соседка вдова. она и растила маленькую ассоль. лонгрен также узнал, что жена просила одолжить ей деньги состоятельного хозяина трактира меннерса. он «соглашался дать денег, но требовал за это любви» после гибели любимой жены моряк стал ещё не люди мне, жил, воспитывая девочку и зарабатывая на жизнь деревянными игрушками в виде кораблей и лодок. когда ассоль выполнялось пять лет, «произошло событие, тень которого, павшая на отца, накрыла и дочь» . в страшную непогоду лонгрен стоял у причала и курил, когда увидел, как меннерса в его лодке уносит далеко в море. меннерс просил ему, но лонгрен просто стоял и молчал, а когда лодка почти скрывалась из виду, прокричал: «она так же просила тебя! думай об этом, пока ещё жив…». вернувшись домой к ночи, он сказал проснувшийся ассоль, что «сделал чёрную игрушку» . через шесть дней меннерса нашли, его подобрал пароход, но он был в предсмертном состоянии. жители каперы узнали от него о том, как молчаливо за его предстоящей гибелью наблюдал лонгрен. после этого он полностью стал изгоем в деревни. впоследствии лишилась друзей и ассоль. дети не хотели играть с ней. ее опасались и отталкивает. сначала девочка пыталась наладить общение с ними, но это заканчивалось синя ками и слезами. вскоре она научилась играть одна. в хорошую погоду лонгрен отпускал девочку в город. однажды восьмилетняя ассоль увидела в корзине красивую белую яхту, а паруса её были из алого шелка. девочка не смогла устоять, перед искушением поиграть необычной лодок ой, и пустила её поплавать в лесном ручейки. но было сильное течение, что быстро понесло её вниз. пробежав за игрушкой. ассоль оказалась в чаще леса и увидела эгля – старого собирателя песен и сказок. «не знаю, сколько пройдёт лет, только в каберне расцветает сказка, памятная надолго. однажды утром в морской дали под солнцем сверкает алый ты увидишь храброго, красивого я приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство – скажет он…». радостная девочка вернулась к отцу и рассказала ему эту . он, не желая разочаровать дочку, поддержал её. рядом проходил нищий, который услышал все и рассказал в таверне. после этого случая дети стали ещё больше дразнить ассоль, называя её принцессой и крича, что за ней приехали «ее красные паруса». девушку стали считать безумной.
в образе ноздрева гоголь представляет нам «лживо-нахальную разновидность пошлости». истоки данного образа уходят в комедии аристофана и плавта, в западноевропейскую . однако много в этом образе и чисто , национального. подобный тип был отмечен уже пушкиным в романе «евгений онегин».мой брат двоюродный, буянов,
в пуху, в картузе с козырьком
(как вам, конечно, он основные черты характера ноздрева — это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. гоголь замечает, что люди подобного типа всегда «говоруны, кутилы, лихачи», в их лицах всегда видно «что-то открытое, прямое, удалое», они отчаянные игроки, любители погулять. они общительны и бесцеремонны, «дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке».раскрывая образ ноздрева, гоголь мастерски использует различные художественные средства. прежде всего, выразителен сам портрет героя. «это был среднего роста, недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль . свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».характерно, что ноздрев обладает привлекательной внешностью, силой, он смеется «тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый » здесь в поэме возникает мотив богатырства. «, фольклорную и традиции вобрал в себя один из ведущих мотивов «мертвых душ» — богатырство, играющий роль положительного идеологического полюса в поэме», — писала е. а. смирнова. портретирование героев «в свете мотива богатырства как в его прямом, так и в травестийном смысле» было отмечено в. а. недзвецким.и в обрисовке ноздрева мы наблюдаем комическое снижение данного мотива. контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен: жизнь героя бессмысленна, «подвиги» этого «богатыря» не идут далее карточного шулерства или драки, учиненной на ярмарке.сам мотив «разгулья удалого», «широкой души», присутствующий у гоголя на протяжении всего повествования, комически снижается в образе ноздрева. как замечает дореволюционный исследователь, ноздрев — это лишь «видимость широкой натуры. он менее всего может претендовать на признание его «широкой натурой»: нахал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный человек».характерен и пейзаж, обрамляющий эпизод посещения помещика чичиковым. «ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. гости должны были пробираться между перелогами и взброненными во многих местах их ноги выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь». пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика и одновременно символизирует безалаберность ноздрева.
в образе ноздрева гоголь представляет нам «лживо-нахальную разновидность пошлости». истоки данного образа уходят в комедии аристофана и плавта, в западноевропейскую . однако много в этом образе и чисто , национального. подобный тип был отмечен уже пушкиным в романе «евгений онегин».мой брат двоюродный, буянов,
в пуху, в картузе с козырьком
(как вам, конечно, он основные черты характера ноздрева — это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. гоголь замечает, что люди подобного типа всегда «говоруны, кутилы, лихачи», в их лицах всегда видно «что-то открытое, прямое, удалое», они отчаянные игроки, любители погулять. они общительны и бесцеремонны, «дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке».раскрывая образ ноздрева, гоголь мастерски использует различные художественные средства. прежде всего, выразителен сам портрет героя. «это был среднего роста, недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль . свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».характерно, что ноздрев обладает привлекательной внешностью, силой, он смеется «тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый » здесь в поэме возникает мотив богатырства. «, фольклорную и традиции вобрал в себя один из ведущих мотивов «мертвых душ» — богатырство, играющий роль положительного идеологического полюса в поэме», — писала е. а. смирнова. портретирование героев «в свете мотива богатырства как в его прямом, так и в травестийном смысле» было отмечено в. а. недзвецким.и в обрисовке ноздрева мы наблюдаем комическое снижение данного мотива. контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен: жизнь героя бессмысленна, «подвиги» этого «богатыря» не идут далее карточного шулерства или драки, учиненной на ярмарке.сам мотив «разгулья удалого», «широкой души», присутствующий у гоголя на протяжении всего повествования, комически снижается в образе ноздрева. как замечает дореволюционный исследователь, ноздрев — это лишь «видимость широкой натуры. он менее всего может претендовать на признание его «широкой натурой»: нахал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный человек».характерен и пейзаж, обрамляющий эпизод посещения помещика чичиковым. «ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. гости должны были пробираться между перелогами и взброненными во многих местах их ноги выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь». пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика и одновременно символизирует безалаберность ноздрева.