Святогор-богатырь, краткое содержание. Эта былина была включена в «Первую русскую книгу для чтения», составленную великим русским писателем Львом Толстым для детей, обучавшихся в яснополянской школе. Первые строки повествуют нам о славном русском богатыре Святогоре, давно известном своими ратными подвигами и небывалой физической силой. Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле, Никого-то, Святогор, он не нахаживал, С кем бы силой богатырскою померяться; А сам чует в себе силу он великую, Чует — живчиком по жилкам разливается. Богатырю трудно ощущать в себе свою мощь, ему не терпится истратить накопившуюся в нем силу. Грузно с силы Святогору, как от бремени. И промолвил Святогор-свет похваляючись: «По моей ли да по силе богатырской Каб державу мне найти, всю землю поднял бы». То есть богатырь не находит достойного применения своей огромной силе. И вдруг, произнеся эти хвастливые слова, Святогор видит вдалеке идущего пешком путника: С тех слов увидел Святогор прохожего — Сдалека в степи идет прохожий с сумочкой, — И поехал Святогор к тому прохожему, Едет рысью, все прохожий идет передом, — Во всю прыть не может он догнать прохожего. Закричал тут Святогор да громким голосом: «Гой, прохожий человек, пожди немножечко. Не могу догнать тебя я на добром коне». Прохожий, заслышав зов богатыря, останавливается, поджидая всадника. Становился, с плеч на землю бросал сумочку. Наезжает Святогор на эту сумочку. Своей плеточкой он сумочку пощупывал, — Как урослая, та сумочка не тронется. Святогор пытается сдвинуть с места ношу, которую сбросил на землю незнакомый прохожий, однако она словно вросла в землю. Святогор с коня перстом ее потрогивал, — Не сворохнется та сумка, не шевельнется. Богатырь пытается поднять сумку рукой, но снова его старания безуспешны. Святогор с коня хватал рукой, потягивал, — Как урослая, та сумка не поднимется. Не выдержав, богатырь спешивается и хватается за «сумочку» обеими руками, собрав все свои силы: Слез с коня тут Святогор, взялся за сумочку, Он приладился, взялся руками обеими, Во всю силу богатырску принатужился, — От натуги по белу лицу ала кровь пошла, А поднял суму от земли только на волос. Хотя богатырю и удается приподнять ношу путника над землей, но это стоит таких неимоверных усилий, что сам Святогор «в мать сыру землю угряз». Потрясенный богатырь, только что похвалявшийся своей силой, по которой, как ему казалось, нет равных, обращается к путнику с вопросом: Ты скажи мне, прохожий, правду истину, А и что, скажи ты, в сумочке накладено? Незнакомец отвечает Святогору: Тяга в сумочке от матери сырой земли. Святогор спрашивает путника: А ты сам кто есть, как звать тебя по имени? И прохожий отвечает: Я Микула есмь: мужик я, Селянинович, Я Микула, — меня любит мать сыра земля. *** В этой былине бахвальству Святогора противопоставляется скромность Микулы Селяниновича, имя которого остается неизвестным вплоть до последних строчек произведения. Мы видим, что прохожий, молча идущий своей дорогой, оказывается гораздо сильнее богатыря, который на весь свет похваляется своим небывалым могуществом. В этой былине еще не понятно, что именно представляет собой никому не известный землепашец Микула, но мы понимаем, что он настолько любим «матерью сырой землей», что любая ноша станет для него легкой.
1. Кто такой Гринев. Его детство и юность. (Петр Андреевич Гринев — обычный дворянский недоросль, воспитанный доброй, любящей матерью и строгим отцом. Детство и юность его в деревне. Француз-гувернер ничему не научил своего воспитанника, а преданный Савельич мог позаботиться только о его физическом здоровье. Главные нравственные качества юноши сформировались под влиянием отца: тот наказывал сыну быть честным, не угодничать, хранить свое человеческое достоинство, беречь честь смолоду. Однако службу юный Гринев начал, как и все дворянские недоросли, офицером. Но по воле отца не в гвардии, а в одной из отдаленных крепостей. ) 2. Первая встреча Гринева с Пугачевым. (В «кружении метели» произошла первая встреча «барского дитяти» и будущего руководителя крестьянского восстания. Гринев наивен, доверчив, добр. Пугачев уверен в себе, загадочен, ничего «злодейского» ни в его внешности, ни в поведении нет. Случайная встреча, благодарность Гринева своему пожертвованный ему заячий тулупчик впоследствии сыграют большую роль в судьбе юного офицера, покажут, что Пугачев тоже умеет быть благодарным и помнит добро. ) 3. Чудесное Гринева. Сложность его отношения к Пугачеву. (После кровавых событий в Белогорской крепости чудом Гринев заячий тулупчик! ) испытывает к Пугачеву сложное, противоречивое чувство. Беспощадный к своим врагам, Пугачев понять переживания молодого офицера, оценить его достойное поведение. ) 4. Отказ Гринева служить Пугачеву. Помилование. (Гринев отказался служить Пугачеву, потому что остался верным присяге, да и его убеждения не позволили бы ему служить восставшим. Пугачев сумел понять чувства юноши, оценил его верность, не стать предателем. Он понять чувства другого человека, даже противника, и далеко не всегда жесток. ) 5. Отношение Пугачева к Гриневу и Маше. (Пугачев едет с Гриневым Машу. Он прощает молодому офицеру его обман, не мстит дочери погибшего капитана. «Злодей оценить их преданность друг другу, стойкость и мужество девушки, смелость ее жениха. Ему (Пугачеву) доступны простые человеческие чувства, и это вызывает ответный отклик в душе Гринева. )
Эта былина была включена в «Первую русскую книгу для чтения», составленную великим русским писателем Львом Толстым для детей, обучавшихся в яснополянской школе. Первые строки повествуют нам о славном русском богатыре Святогоре, давно известном своими ратными подвигами и небывалой физической силой. Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле, Никого-то, Святогор, он не нахаживал, С кем бы силой богатырскою померяться; А сам чует в себе силу он великую, Чует — живчиком по жилкам разливается. Богатырю трудно ощущать в себе свою мощь, ему не терпится истратить накопившуюся в нем силу. Грузно с силы Святогору, как от бремени. И промолвил Святогор-свет похваляючись: «По моей ли да по силе богатырской Каб державу мне найти, всю землю поднял бы». То есть богатырь не находит достойного применения своей огромной силе. И вдруг, произнеся эти хвастливые слова, Святогор видит вдалеке идущего пешком путника: С тех слов увидел Святогор прохожего — Сдалека в степи идет прохожий с сумочкой, — И поехал Святогор к тому прохожему, Едет рысью, все прохожий идет передом, — Во всю прыть не может он догнать прохожего. Закричал тут Святогор да громким голосом: «Гой, прохожий человек, пожди немножечко. Не могу догнать тебя я на добром коне». Прохожий, заслышав зов богатыря, останавливается, поджидая всадника. Становился, с плеч на землю бросал сумочку. Наезжает Святогор на эту сумочку. Своей плеточкой он сумочку пощупывал, — Как урослая, та сумочка не тронется. Святогор пытается сдвинуть с места ношу, которую сбросил на землю незнакомый прохожий, однако она словно вросла в землю. Святогор с коня перстом ее потрогивал, — Не сворохнется та сумка, не шевельнется. Богатырь пытается поднять сумку рукой, но снова его старания безуспешны. Святогор с коня хватал рукой, потягивал, — Как урослая, та сумка не поднимется. Не выдержав, богатырь спешивается и хватается за «сумочку» обеими руками, собрав все свои силы: Слез с коня тут Святогор, взялся за сумочку, Он приладился, взялся руками обеими, Во всю силу богатырску принатужился, — От натуги по белу лицу ала кровь пошла, А поднял суму от земли только на волос. Хотя богатырю и удается приподнять ношу путника над землей, но это стоит таких неимоверных усилий, что сам Святогор «в мать сыру землю угряз». Потрясенный богатырь, только что похвалявшийся своей силой, по которой, как ему казалось, нет равных, обращается к путнику с вопросом: Ты скажи мне, прохожий, правду истину, А и что, скажи ты, в сумочке накладено? Незнакомец отвечает Святогору: Тяга в сумочке от матери сырой земли. Святогор спрашивает путника: А ты сам кто есть, как звать тебя по имени? И прохожий отвечает: Я Микула есмь: мужик я, Селянинович, Я Микула, — меня любит мать сыра земля. *** В этой былине бахвальству Святогора противопоставляется скромность Микулы Селяниновича, имя которого остается неизвестным вплоть до последних строчек произведения. Мы видим, что прохожий, молча идущий своей дорогой, оказывается гораздо сильнее богатыря, который на весь свет похваляется своим небывалым могуществом. В этой былине еще не понятно, что именно представляет собой никому не известный землепашец Микула, но мы понимаем, что он настолько любим «матерью сырой землей», что любая ноша станет для него легкой.
2. Первая встреча Гринева с Пугачевым. (В «кружении метели» произошла первая встреча «барского дитяти» и будущего руководителя крестьянского восстания. Гринев наивен, доверчив, добр. Пугачев уверен в себе, загадочен, ничего «злодейского» ни в его внешности, ни в поведении нет. Случайная встреча, благодарность Гринева своему пожертвованный ему заячий тулупчик впоследствии сыграют большую роль в судьбе юного офицера, покажут, что Пугачев тоже умеет быть благодарным и помнит добро. )
3. Чудесное Гринева. Сложность его отношения к Пугачеву. (После кровавых событий в Белогорской крепости чудом Гринев заячий тулупчик! ) испытывает к Пугачеву сложное, противоречивое чувство. Беспощадный к своим врагам, Пугачев понять переживания молодого офицера, оценить его достойное поведение. )
4. Отказ Гринева служить Пугачеву. Помилование. (Гринев отказался служить Пугачеву, потому что остался верным присяге, да и его убеждения не позволили бы ему служить восставшим. Пугачев сумел понять чувства юноши, оценил его верность, не стать предателем. Он понять чувства другого человека, даже противника, и далеко не всегда жесток. )
5. Отношение Пугачева к Гриневу и Маше. (Пугачев едет с Гриневым Машу. Он прощает молодому офицеру его обман, не мстит дочери погибшего капитана. «Злодей оценить их преданность друг другу, стойкость и мужество девушки, смелость ее жениха. Ему (Пугачеву) доступны простые человеческие чувства, и это вызывает ответный отклик в душе Гринева. )