Раскрыть сходство и различие по следующим уровням: 1. Идейно-тематический 2. Композиционный 3. Мотивы и образы 4. Особенности стиха (метр, ритм, рифма, звуковая организация и тд
1. Убожество жилья, постоянное отсутствие денег – все это давило на бедного студента, попавшего в невыносимые условия. И герой не желает мириться с такой жизнью. 2. Он не пытался стать «своим среди чужих» . Такие люди были юноше не интересны, а единомышленников он не нашел. И мы понимаем, что такой человек обречен на душевное одиночество. Он очень замкнутый и скрытный, поэтому ему трудно в большой компании. К тому же гордость и самолюбие не дают Раскольникову подчиняться мнению большинства. 3. Одет Раскольников в лохмотья; все у него дырявое, все в прорехах, в пятнах. Шляпа (высокий цилиндр) – рыжая, с отвисшими полями; брюки с бахрамой. Один раз, когда он шел по улице, ему даже подали пятак. «Он был задавлен бедностью… до того худо одет, что иной, даже привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу» . Эта ростовщица держит в рабстве свою сестру, безответную и простодушную Лизавету, постоянно эксплуатирует ее, да еще и бьет. В этой противной старухе, у которой, кажется, камень вместо сердца, нет ни капли сострадания и жалости, скупость – ее главное качество: она дает за золотые и серебрянные вещи, принесенные для заклада, четвертую часть их настоящей цены и еще требует огромные проценты за свои услуги, наживаясь на страданиях бедных студентов, а накопленные богатства завещает монастырю «на вечный помин» своей бессовестной души. 4. У Достоевского Петербург -- это город контрастов: город "униженных и оскорбленных" и "сильных мира сего"; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город -- это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц. 5. Циммермановская немецкая шляпа Раскольникова вполне сопрягается с его одержимостью западной идеей господства над "тварью дрожащей". 6. Напишите ремарки к диалогу Расколь¬никова и Алены Ивановны и прочитайте этот диалог в лицах. Чем отличаются интонации героев? 7. Долгая история душевных мучений Раскольникова свидетельствует, насколько неуничтожим подавленный голос совести в человеке («Закон правды и человеческая природа взяли свое») . Залог в слышании голоса совести, голоса Божиего в себе, пробивающегося из-под идейных глыб, которые подавляют живую жизнь
Прибытие князя и начало «исторических времен» оказывается для глупцов не особенно радостным событием: «И прибыл собственною персоною в Глупов и возопи князь: — Запорю! » С этим начались «исторические времена» . Но в данном случае пародируется не только Ипатьевская летопись. Глуповцы вскоре понимают, что без князя было лучше, чем с ним. То же самое происходит и в басне Эзопа, впоследствии переложенной Крыловым «Как лягушки царя просили» . Князь, который, въезжая в подвластный ему город, кричит: «Запорю!» , напоминает журавля, который в басне был поставлен царем над лягушками. В «Описи градоначальникам» Грустилов назван другом Карамзина. О нем сказано: «Отличался нежностью и чувствительность сердца, любил пить чай в городской роще и не мог без слез видеть, как токуют тетерева» . Здесь тоже видна пародия на сентиментализм. С другой стороны, сентиментализм пародировал и Крылов в комедии «Пирог» . Ужима, героиня «Пирога» , мечтает о «сентиментальном завтраке» в роще, под пение соловья. Таким образом, в данной характеристике градоначальника Грустилова возможна и аллюзия из крыловскб-го «Пирога» , т. е. двойная пародия.
2. Он не пытался стать «своим среди чужих» . Такие люди были юноше не интересны, а единомышленников он не нашел. И мы понимаем, что такой человек обречен на душевное одиночество. Он очень замкнутый и скрытный, поэтому ему трудно в большой компании. К тому же гордость и самолюбие не дают Раскольникову подчиняться мнению большинства.
3. Одет Раскольников в лохмотья; все у него дырявое, все в прорехах, в пятнах. Шляпа (высокий цилиндр) – рыжая, с отвисшими полями; брюки с бахрамой. Один раз, когда он шел по улице, ему даже подали пятак. «Он был задавлен бедностью… до того худо одет, что иной, даже привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу» . Эта ростовщица держит в рабстве свою сестру, безответную и простодушную Лизавету, постоянно эксплуатирует ее, да еще и бьет. В этой противной старухе, у которой, кажется, камень вместо сердца, нет ни капли сострадания и жалости, скупость – ее главное качество: она дает за золотые и серебрянные вещи, принесенные для заклада, четвертую часть их настоящей цены и еще требует огромные проценты за свои услуги, наживаясь на страданиях бедных студентов, а накопленные богатства завещает монастырю «на вечный помин» своей бессовестной души.
4. У Достоевского Петербург -- это город контрастов: город "униженных и оскорбленных" и "сильных мира сего"; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город -- это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.
5. Циммермановская немецкая шляпа Раскольникова вполне сопрягается с его одержимостью западной идеей господства над "тварью дрожащей".
6. Напишите ремарки к диалогу Расколь¬никова и Алены Ивановны и прочитайте этот диалог в лицах. Чем отличаются интонации героев?
7. Долгая история душевных мучений Раскольникова свидетельствует, насколько неуничтожим подавленный голос совести в человеке («Закон правды и человеческая природа взяли свое») . Залог в слышании голоса совести, голоса Божиего в себе, пробивающегося из-под идейных глыб, которые подавляют живую жизнь