Расположить предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавить его. 1. Только Андрейкин тополек был очень слабый. 2. Ребята каждый вечер тащили на улицу ведро воды и поливали деревце. 3. Летом оно стало веселым и зеленым. 4. Осенью у дома рабочие посадили молодые тополя. 5. Скоро у тополька зазеленели листочки. 6. Андрей и Никита стали деревцу. 7. Весной топольки покрылись молодыми листочками. 8. Ожило деревце зима.
Это история мальчика, оставшегося сиротой и живущего у своей бабушки. Его мама утонула, переправляясь через реку на лодке с другими сельчанами. Упавшие в воду ягоды красной земляники тесно переплелись в воображении мальчика с образом красной крови.
Мальчик живет обычной жизнью сорванца, не думая о и активно общается с соседскими ребятишками. Вечно голодные и дерущиеся из-за всяких пустяков, задиристые дети худо-бедно живут с родителями. Их отец иногда буянит, часто пьет, но эти моменты семейной простой идиллии с общим поеданиемвкусностей и грустным песнопением главный герой воспринимает как нечто удивительное, что вызывает в нем сильнейшую тоску. Лишенный подобного «счастья», он жадно черпает это в соседской семье.
В своем одиночестве мальчик тянется к соседским детям, и эта тяга оборачивается против него. Однажды бабушка отправляет его за земляникой в лес. Ягоду она предлагает продать и на вырученные деньги купить ему пряник, да не простой, а в виде коня с розовой гривой. Деревенский сирота не избалован разнообразными сладостями, этот конь видится ему как что-то сказочное, некое счастье, которое можно убрать за пазуху или поделитьсяс другими. И вроде бы удачно все началось, ягода собрана наполовину, но соседские ребятишки посмеялись над ним, назвав его трусом. И все потому, что он слушается бабушку, а они свободны ходить куда угодно, и делать, что хотят. В негодовании отдав им собранные ягоды мальчик понимает, что бабушке ничего не остается, а день уже на исходе. И тогда по совету все тех же друзей он набивает туесок травкой, прикрыв сверху горстью ягод.
Надеясь, что обман не заметят, в глубине души ребенок осознает всю неприглядность собственного поступка, его гложет не столько страх перед наказанием, сколько боль, которую причинит его поступок бабушке. Он вспоминает день смерти мамы, эти растекающиеся по воде красные ягоды и убивающуюся от горя на берегу бабушку. А друзья еще советуют, чтоб он спрятался, тогда бабушка подумает, что и он утонул. И не станет на него сердиться.
Позднее возвращение домой только откладывает его тоску до утра. А утром получив сполна все бабушкино негодование, мальчик совестливо умолял ее, что никогда больше так не поступит. Закрыв глаза, ожидал он ее наказания. Но бабушка только отдала ему пряник в виде коня с розовой гривой. Годы пройдут, но любовь к бабушке в сердце героя останется навсегда.
Рассказ написан в типичном для Шукшина жанре «рассказа – характера». Только, если обычно характерными героями являются «деревенские чудики», то здесь главный герой персонаж откровенно отрицательный, «дружок черта», собравший в себе все плохое, скопившиеся в простых русских деревенских людях. Автор завуалировано критикует режим того времени, показав в одной сцене все проблемы советского колхоза.
В двух предложениях мастерски описан путь русского села до заброшенной советской деревни. Символично название колхоза «Гигант».
Главный герой – колхозный бригадир Колька Шурыгин, предложивший председателю разобрать на кирпичи старинную деревенскую церковь. Дальнейшие события укладываются в один день – воскресенье, когда Колька решил разрушить церковь, победив своей безумной упертостью сопротивление односельчан и протест местного учителя. Даже мать и жена проклинают его, и не найдя понимания, он гонит на мотоцикле в райцентр за водкой, так как в родной деревне ему не продали.
Василий Макарович называет героя «крепкий мужик», показав читателю его как бы с положительной стороны. Вот ведь кирпич экономит. Позже становится понятно, что он просто упрямый.
На двух страницах уместилась вся деревня. Колькина жена, мать, кладовщик Михайло и сельский учитель. Все они протестуют против «крепкого» бригадира.
В судьбе деревенской церкви читатель легко может увидеть судьбу России. По словам матери героя, она и объединяла и «сил прибавляла…». Однако тут же и безысходность того времени. Церковь разрушена, надежды нет – а ты «пиши, пиши».
Шукшин писал этот рассказ в 1969 – 1970 годах, целых два года. Он несколько раз редактировал и переписывал текст. Произведение было можно сказать отшлифовано до мелких деталей. К примеру, церковная кладка – не кладка, а «литье». За церковь «всем миром» просили. Автор использует явно библейскую лексику, Колька – антихрист постоянно «чертыхается» в словах. Это тоже очень уточняет характер героя.В нем воплощена вся разрушительная сила русского мужика, одержимого какой – либо идеей, пусть даже негативной и в Российской истории много тому примеров.
В итоге самодур Шурыгин, хоть и завершил задуманное, оказывается посрамленным и социально отверженным. Своим поступком он только добился бойкота односельчан и членов семьи. Человек, оторвавшийся от корней, не имеет будущего.