Рассказ: экспонат 1. определите тему рассказа. какой смысл вложен автором в название? можно ли утверждать, что в названии скрыта ирония, горькая усмешка? обаснуйте свой ответ.2. как в рассказе создаётся образ игоря? расскажите как можно подробнее о его характере.3. что вы можете сказать о матери солдата анне федотовне? нарисуйте устно её психологический портрет.4. ожин из значимых образов в рассказе - образ времени. в чём его художественно-выразительная роль? быстро ли движется время в рассказе? говорят, время лечит. согласен ли с этим автор? а вы? вылечело ли время анну федотовну? 5. что значили для матери письма с фронта? чего она боялась больше всего? почему? ответ на это вопрос неоднозначен. подготовьте тезисный (или цитатный) план ответа на вопрос.6. в рассказе есть така деталь: < телевидение начало резко скоращать кодичество военных передач, а анна федотовна продолжала сидеть перед телеэкраном, все ещё надеясь начудо> > . какого чуда ожидала мать? с примеров из текста покажите, как через деталь раскрывается внетренний мир персонажа.7. как вы думаете, почему текст похоронки приводится только в конце рассказа? как меняется голоса, звучащие в душе героини? с чем это связано? 8. как повели себя дети по отношению к анне федотовне? подберите синонимический ряд слов, ваше отношение происшедшему.9. как раскрывается в произаедении тема памяти? 10. какой эпизод произвёл на вас самое сильное впечатление? подробно охарактеризуйте этот эпизод.11. как вы поняли финал рассказа? оказался ли он неожиданным для вас? ! коротко и ясно.
Значит, что словом можно сделать все, что угодно. Одно слово может
изменить многое: заставить что-то сделать, оживить, убить, когда пистолет
лишь убьет.
Рассказ «Аристократка» написан Михаилом Зощенко в 1923 году. Это было послереволюционное время в России. Только кончилась гражданская война, в России царила разруха и голод. Бывшие аристократы, интеллигенты, просто культурные и образованные люди стали немногочисленными и незаметными на фоне всплывшей на поверхность новой социальной прослойки – обывателей. Это люди невоспитанные, необразованные, примитивные, с убогой моралью. Обыватель характерен тем, что живет мелкими личными интересами, но не осознает своей пошлости, хамства и глупости, а наоборот, «как кавалер и у власти» и «лицо официальное» выставляет их напоказ.
В рассказе писатель очень тонко отмечает и обобщает признаки этого времени. Чем же отличались люди этого времени? Что в них было характерно?
Возьмем, например, речь главного героя. Никогда раньше приличный человек не выразился бы так, как выражается Григорий Иванович: «…не люблю баб, которые в шляпках», «…и не баба вовсе, а гладкое место», «стоит этакая фря», «как у вас, гражданка, в смысле порчи водопровода и уборной», «волочусь, что щука», «развернула свою идеологию», «ты, гражданка», ну и знаменитое «Ложи,— говорю,— взад!».
Речь «аристократки» так же убога: «Аж голова закрутилась», «мы привыкшие», «Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег — не ездют с дамами».
Или еще приметы времени: золотой зуб у «дамы», фильдекосовые чулочки, давно умершее слово «комячейка» (кто не знает – это коммунистическая ячейка). А чего стоит дамы «скушать» за один раз четыре пирожных! Это также очень тонко выраженная автором примета времени – скудного и голодного, когда пирожные недоступны и чрезвычайно дороги. Еще и удивительно, что у Григория Ивановича на них хватило денег. Да и не так уж он плох, по крайней мере, не жадный, сам предложил пирожными угоститься.
Вот такой у меня вышел портрет героев новой социальной эпохи: всякий аристократизм им чужд и враждебен.