Рассказ Жусунова Н. С "Первый вагон" Найти в рассказе описание отца, зачитать. Найти в рассказе описание сына, зачитать. - Какой вид портрета использует автор при создании портрета сына? Почему?
Вдиканьке наступила зимняя, ясная ночь перед рождеством. неожиданно из трубы одной из хат вылетела ведьма верхом на метле и, поднявшись к небу, начала собирать в рукав звезды.с другой стороны на небе появился черт. он спрятал месяц в карман, и вокруг сразу сделалось темно. сделал черт это для того, чтобы козак чуб поленился идти по темноте и остался дома, а потому кузнец вакула не смог прийти к его дочери оксане. так черт хотел отомстить кузнецу, который нарисовал его посрамленным на картине со страшным судом.чуб вместе с панасом, ожидая «добрую попойку» у дьяка выходят из хаты козака и видят, что на небе пропал месяц, и на улице стало совсем темно. поколебавшись, они все же решают продолжить путь. пока чуб ушел, оставшаяся одна дома оксана любовалась собой перед зеркалом. за этим делом и застает девушку пришедший к ней вакула. кузнец обращается к оксане с нежными речами, но она только смеется и издевается над ним. раздосадованный вакула решает, что девушка не любит его.неожиданно в двери постучали, и кузнец пошел открывать. мороз увеличивался, поэтому черт с ведьмой спустились через дымоход к ней в хату. ведьмой была ни кто иная, как мать вакулы – солоха. она умела так очаровывать мужчин, что к ней ходили многие козаки села, при этом ни один из них не знал о соперниках. среди всех поклонников солоха выделяла богатого козака чуба. между тем, когда черт спускался в дымоход, он заметил чуба и устроил сильную метель, пытаясь таким образом вернуть его домой. и действительно – ничего не видя из-за метели, чуб решил вернуться назад и они с кумом разошлись в разные стороны. дойдя до своей хаты, козак постучал, но, услышав возмущенный крик вакулы, решил, что это не его дом, и изменил голос. не распознав в пришедшем чуба, кузнец поколотил козака. тогда чуб, рассудив, что если вакула здесь, то дома его нет, отправился к солохе. пока черт летал из трубы и обратно, месяц вылетел из висевшей у него на боку «ладунки» и поднялся на небо. «все осветилось. метели как небывало». на улице показались толпы колядующих парубков и девушек с мешками. девушки поспешили в дом чуба. оксана заметила у одной из девушек новые черевички и загрустила, что ей некому достать красивую обновку. тогда вакула сам вызвался достать «такие черевички, какие редкая панночка носит». шутя, оксана сказала, что ей подойдут только те, которые носит сама царица и если кузнец их раздобудет, то она выйдет за него замуж. к сидевшей с чертом солохе неожиданно приходит дюжий голова. пока женщина открывала двери, нечистый спрятался в мешке. голова успел только выпить чарку водки и сказать, что из-за метели не попал к дьяку, как в двери снова постучали – это был сам дьяк. солоха спрятала голову во второй мешок. однако и беседа женщины с дьяком была скоро прервана – к солохе пришел козак чуб. хозяйка спрятала в третий мешок дьяка, а вскоре в этом же мешке оказался и чуб, который не хотел видеться с пришедшим к матери вакулой.
Общеизвестен особый характер таланта М. Е. Салтыкова-Щедрина: все произведения писателя — сатира, доведенная до сарказма. Но зачем же смеяться над тем, над чем плакать хочется? Издревле повелось, что смех — сильнейшее оружие разрушения гнилого, обнаружения подлого и бессмысленного. Осмеять что-либо означает уже подняться над этим. В своих сказках Салтыков-Щедрин не отступает от природы своего дарования: сказки писателя — далеко не тот радостный, уютный мир, где добро всегда побеждает зло, — мир, привычный нам с детства, — нет, и в сказках мы слышим гневный, обличительный смех автора “Истории одного города”. На что же направлены сатирические стрелы в сказках Салтыкова-Щедрина? Вот сказка “Премудрый пескарь”, повествующая о пескаре, который всю жизнь прожил в страхе, который ни о ком не думал, кроме себя. Перед смертью ему дается запоздалое прозрение: он понимает, как недостойно и мелко прожил свою жизнь (“Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто”.) Разумеется, дело тут не в пугливой маленькой рыбке, осторожность которой выработана тысячелетиями борьбы за выживание. У Салтыкова-Щедрина пескарь — символ обывателя, мещанина (в духовном смысле), человека жить только заботой о себе. Почувствовать сатирическую направленность своей сказки писатель разными приемами. Так, он осторожно колеблет грань между миром животных и людей: с одной стороны, пескарь живет в реке, под камнем, а с другой — он мечтает “что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл”. Для сбережения своей жизни пескарь “в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется”. Так и видишь при этих словах какого-нибудь “маленького человека”, Акакия Акакиевича, который не мог позволить себе этих маленьких радостей. Но ведь и Гоголь не мог позволить себе сатирического отношения в своему герою...Таким образом, сказка “Премудрый пескарь” клеймит людей, “маленькую” жизнь которых можно исчерпать формулой: “...жил — дрожал, умирал — дрожал”. Другой пример щедринской сатиры — сказка “Дикий помещик”, в которой высмеивается брезгливо-высокомерное отношение помещиков к крестьянам. Помещик, скорбевший, что “очень уж много развелось в нашем царстве мужика”, после исчезновения крестьян все больше и больше опускается и, наконец, превращается в животное. Здесь мы встречаемся с другим сатирическим приемом Салтыкова-Щедрина — гротеском: чтобы сильнее показать паразитирующий характер дворянского сословия, писатель доводит до фантастического преувеличения не помещика самостоятельно заботиться о себе. С исчезновением крестьян помещик дичает. Одна из наиболее известных сказок Салтыкова-Щедрина — “Как один мужик двух генералов прокормил”. Здесь высмеиваются два генерала, оказавшиеся на необитаемом острове и обнаружившие там свою почти детскую бес в быту и недетскую пронырливость в деле закрепощения мужика. На благословенном острове полно еды: на деревьях растут фрукты, в лесу полно дичи. Но генералы уже органически не трудиться, да и к тому же в их представлении физический труд — некая унизительная для “их превосходительств” подробность жизни, для которой надо поскорее сыскать “мужика”. Однако объектом сатиры в этой сказке оказываются не только тунеядцы-генералы, но и сам мужик, принимающий как должное свою рабскую зависимость от ничтожных генералов. “Довольны ли вы, господа генералы?” — этот вопрос являет собой главную заботу мужика, убежденного, что важнейшая цель его жизни — всячески угождать своим господам. Символическая деталь — веревочка, которую мужик сам свил и сам себя привязал по приказанию генералов, чтобы убежать невозможно было. Сатире Салтыкова-Щедрина часто приписывают социальную направленность: обличение помещиков, чиновников, мещан, лишенных гражданской позиции. Однако за сто с лишним лет сказки писателя, к сожалению, не потеряли своей злободневности. Видимо, за утраченными ныне социальными характеристиками у писателя оказываются вещи более глубокие: духовное рабство, желание жить за чужой счет, эгоцентризм, презрение к личности.
пока чуб ушел, оставшаяся одна дома оксана любовалась собой перед зеркалом. за этим делом и застает девушку пришедший к ней вакула. кузнец обращается к оксане с нежными речами, но она только смеется и издевается над ним. раздосадованный вакула решает, что девушка не любит его.неожиданно в двери постучали, и кузнец пошел открывать.
мороз увеличивался, поэтому черт с ведьмой спустились через дымоход к ней в хату. ведьмой была ни кто иная, как мать вакулы – солоха. она умела так очаровывать мужчин, что к ней ходили многие козаки села, при этом ни один из них не знал о соперниках. среди всех поклонников солоха выделяла богатого козака чуба.
между тем, когда черт спускался в дымоход, он заметил чуба и устроил сильную метель, пытаясь таким образом вернуть его домой.
и действительно – ничего не видя из-за метели, чуб решил вернуться назад и они с кумом разошлись в разные стороны. дойдя до своей хаты, козак постучал, но, услышав возмущенный крик вакулы, решил, что это не его дом, и изменил голос. не распознав в пришедшем чуба, кузнец поколотил козака. тогда чуб, рассудив, что если вакула здесь, то дома его нет, отправился к солохе.
пока черт летал из трубы и обратно, месяц вылетел из висевшей у него на боку «ладунки» и поднялся на небо. «все осветилось. метели как небывало». на улице показались толпы колядующих парубков и девушек с мешками.
девушки поспешили в дом чуба. оксана заметила у одной из девушек новые черевички и загрустила, что ей некому достать красивую обновку. тогда вакула сам вызвался достать «такие черевички, какие редкая панночка носит». шутя, оксана сказала, что ей подойдут только те, которые носит сама царица и если кузнец их раздобудет, то она выйдет за него замуж.
к сидевшей с чертом солохе неожиданно приходит дюжий голова. пока женщина открывала двери, нечистый спрятался в мешке. голова успел только выпить чарку водки и сказать, что из-за метели не попал к дьяку, как в двери снова постучали – это был сам дьяк. солоха спрятала голову во второй мешок. однако и беседа женщины с дьяком была скоро прервана – к солохе пришел козак чуб. хозяйка спрятала в третий мешок дьяка, а вскоре в этом же мешке оказался и чуб, который не хотел видеться с пришедшим к матери вакулой.
На что же направлены сатирические стрелы в сказках Салтыкова-Щедрина?
Вот сказка “Премудрый пескарь”, повествующая о пескаре, который всю жизнь прожил в страхе, который ни о ком не думал, кроме себя. Перед смертью ему дается запоздалое прозрение: он понимает, как недостойно и мелко прожил свою жизнь (“Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто”.) Разумеется, дело тут не в пугливой маленькой рыбке, осторожность которой выработана тысячелетиями борьбы за выживание. У Салтыкова-Щедрина пескарь — символ обывателя, мещанина (в духовном смысле), человека жить только заботой о себе. Почувствовать сатирическую направленность своей сказки писатель разными приемами. Так, он осторожно колеблет грань между миром животных и людей: с одной стороны, пескарь живет в реке, под камнем, а с другой — он мечтает “что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл”. Для сбережения своей жизни пескарь “в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется”. Так и видишь при этих словах какого-нибудь “маленького человека”, Акакия Акакиевича, который не мог позволить себе этих маленьких радостей. Но ведь и Гоголь не мог позволить себе сатирического отношения в своему герою...Таким образом, сказка “Премудрый пескарь” клеймит людей, “маленькую” жизнь которых можно исчерпать формулой: “...жил — дрожал, умирал — дрожал”.
Другой пример щедринской сатиры — сказка “Дикий помещик”, в которой высмеивается брезгливо-высокомерное отношение помещиков к крестьянам. Помещик, скорбевший, что “очень уж много развелось в нашем царстве мужика”, после исчезновения крестьян все больше и больше опускается и, наконец, превращается в животное. Здесь мы встречаемся с другим сатирическим приемом Салтыкова-Щедрина — гротеском: чтобы сильнее показать паразитирующий характер дворянского сословия, писатель доводит до фантастического преувеличения не помещика самостоятельно заботиться о себе. С исчезновением крестьян помещик дичает.
Одна из наиболее известных сказок Салтыкова-Щедрина — “Как один мужик двух генералов прокормил”. Здесь высмеиваются два генерала, оказавшиеся на необитаемом острове и обнаружившие там свою почти детскую бес в быту и недетскую пронырливость в деле закрепощения мужика. На благословенном острове полно еды: на деревьях растут фрукты, в лесу полно дичи. Но генералы уже органически не трудиться, да и к тому же в их представлении физический труд — некая унизительная для “их превосходительств” подробность жизни, для которой надо поскорее сыскать “мужика”. Однако объектом сатиры в этой сказке оказываются не только тунеядцы-генералы, но и сам мужик, принимающий как должное свою рабскую зависимость от ничтожных генералов. “Довольны ли вы, господа генералы?” — этот вопрос являет собой главную заботу мужика, убежденного, что важнейшая цель его жизни — всячески угождать своим господам. Символическая деталь — веревочка, которую мужик сам свил и сам себя привязал по приказанию генералов, чтобы убежать невозможно было.
Сатире Салтыкова-Щедрина часто приписывают социальную направленность: обличение помещиков, чиновников, мещан, лишенных гражданской позиции. Однако за сто с лишним лет сказки писателя, к сожалению, не потеряли своей злободневности. Видимо, за утраченными ныне социальными характеристиками у писателя оказываются вещи более глубокие: духовное рабство, желание жить за чужой счет, эгоцентризм, презрение к личности.