Прискаски: Начинается рассказ От Ивановых проказ, И от сивка, и от бурка, И от вещего коурка. * * Та-ра-рали, та-ра-ра! Вышли кони со двора; Вот крестьяне их поймали Да покрепче привязали. Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу;
Как во трубушку играет, Православных потешает: "Эй, послушай, люд честной! Жили-были муж с женой; Муж-то примется за шутки, А жена за прибаутки, И пойдет у них тут пир, Что на весь крещеный мир! " Это присказка ведется, Сказка послее начнется. Как у наших у ворот Муха песенку поет: "Что дадите мне за вестку? Бьет свекровь свою невестку: Посадила на шесток, Привязала за шнурок, Ручки к ножкам притянула, Ножку правую разула: "Не ходи ты по зарям! Не кажися молодцам! " Это присказка велася, Вот и сказка началася.
Становление личности происходит только в обществе, и в этом процессе участвуют семья и ближайшее окружение. В семье складывается определённый уклад, привычки, традиции, которым человек следует всю жизнь. В комедии Д. И. Фонвизин показывает, какие пагубные плоды приносит дурное воспитание в злонравной семье на примере одного из героев. Митрофан - сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян Простаковых. Имя Митрофан означает «подобный, похожий на мать». Ему 16, он - обжора, невежда и бездельник. Митрофан резвится на голубятне и любит свиней, чем очень похож на своего дядю Скотинина. Цель жизни у него отсутствует, учиться он не хочет, мечтает лишь жениться на богатой девице. Митрофан учится грамоте у трёх учителей уже 4 года. Учителя в доме Простаковых- забавные карикатуры: бывший кучер Вральман, дьячок Кутейкин и отставной сержант Цыфиркин. Ребёнка они не неволят, он так и не научился читать и считать, мал и беден его словарь. Матушка Простакова не чает в нём души. Фонвизин показал неразумность её слепой, животной любви, которая губит сына. Мать не хочет с ним расставаться, не отпускает его на службу, стараясь обеспечить ему беззаботное будущее. В ответ Митрофан относится к матери пренебрежительно, не уважает её, не любит, совсем не жалеет, играя на её чувствах. Разговаривая с матерью, отвечает бессердечно: «Отвяжись ты», « Такая дрянь в глаза лезла, то, ты матушка, то батюшка.» Простаков, боясь жены, заискивает перед сыном, называя его «умное дитя», «затейник», «забавник». Няня Еремеевна старалась обучать его хорошему, но бесполезно. В ответ Митрофан грозился её избить, называет «старой хрычовкой». Весь стиль своего поведения Митрофан копирует со своей матери. Госпожа Простакова имеет полную власть над своими крестьянами, всё отобрала у крепостных и думает только о том, что ещё с них содрать. Она постоянно грубит крепостным, называя их «скот», «болван», «бестия», бьёт свою няньку Еремеевну, прослужившую в доме 40 лет, и, вероятно, нянчившую её в детстве. Простакова безбожна и бесчеловечна. Муж боится при ней слово молвить и подличает перед своим сыном. Дяде Скотинину «свиной хлев» заменяет и «храм науки», и «домашний очаг». Никто из них отроду ничего не читал. В образе Митрофана Фонвизин показал самые дурные качества характера, самые дурные взгляды. Воинствующее невежество, в котором рос Митрофанушка, домашняя обстановка в доме его матушки Простаковой несомненно готовят будущего изверга. Первое представление «Недоросля» в театре в 1782 г. принесло огромный успех великой русской комедии. Позвучали слова Фонвизина: «Угнетать рабством себе подобных - беззаконно.» Автор заставлял зрителей задуматься над тем, что именно Екатерина утвердила деспотический образ правления в России и благодаря её политике процветает рабство и хозяйничают Простаковы и Скотинины, которые прямо ссылаются на царские указы о вольности дворянства. В своей комедии Фонвизин изобразил и подлинно прогрессивных дворян. В образе Стародума показана самореализация личности, высокая духовность, гражданская активность. Стародум ненавидит деспотизм самодержавной власти Екатерины, он- враг рабства. Екатерине не нравилась сатира Фонвизина. Писателю закрыли путь в печать. Д.И. Фонвизин тяжело заболел в сорок лет и через семь лет умер. Проблемы воспитания молодого поколения, затронутые Фонвизиным в комедии «Недоросль», актуальны и сегодня. Личность человека прежде всего предполагает наличие у него системы взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл его жизни. Общество многообразно, и в нем сосуществуют люди разных взглядов. Высшим светом общества являются люди, которые убеждены в ценности человечества, проявляют гуманное и справедливое отношение к другим людям и трудятся на общее благо. Люди, смысл жизни которых ограничен их собственным «я» и житейскими заботами, менее интересны. Во все времена и сегодня подобных людей было предостаточно. Однако, по-моему убеждению счастливы в этом мире только люди, имеющие необъятную страсть к познанию, человеколюбие и занимающие активную позицию в жизни. Именно к этому надо стремиться в своём самовоспитании.
Начинается рассказ
От Ивановых проказ,
И от сивка, и от бурка,
И от вещего коурка.
* *
Та-ра-рали, та-ра-ра!
Вышли кони со двора;
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу;
Как во трубушку играет,
Православных потешает:
"Эй, послушай, люд честной!
Жили-были муж с женой;
Муж-то примется за шутки,
А жена за прибаутки,
И пойдет у них тут пир,
Что на весь крещеный мир! "
Это присказка ведется,
Сказка послее начнется.
Как у наших у ворот
Муха песенку поет:
"Что дадите мне за вестку?
Бьет свекровь свою невестку:
Посадила на шесток,
Привязала за шнурок,
Ручки к ножкам притянула,
Ножку правую разула:
"Не ходи ты по зарям!
Не кажися молодцам! "
Это присказка велася,
Вот и сказка началася.