Рассмотрите иллюстрацию к повести Пушкина «Капитанская дочка» и определите, какой эпизод изображен на ней. Как представлены образы Пугачева и Савельича? Какие качества Пугачёва проявляются в этом эпизоде? Удалось ли художнику передать идею автора? Подтвердите своё мнение цитатой.
Любимый прием романтиков - метафора, в то время как реалисты мыслят метонимично. (для справки: метафора -вид переноса смысла, основанный на связи значений по сходству, а метонимия - по смежности). Реалисты не уподобляют человека среде, а считают его частью среды (отношение между человеком и миром = соотношение части и целого) . В романтизме же это - 2 мира, подобных и равноправных. Романтизм убирает причинно-следственные связи между фрагментами произведения, остаются фрагменты, связь между которыми ассоциативна. В реализме же наоборот - описывается не просто явление, а явление в его полном охвате, описываются причинно-следственные взаимосвязи. Реализм абсолютизирует объект, а романтизм полностью переключает внимание на субъект. Реализм рассчитан на широкую аудиторию, на неподготовленное восприятие, ибо "эффект реальности" делает реализм демократичным для понимания. Романтизм требует от читателя профессионализма, в романтизме читатель - сотворец. Романтики объясняют все настоящее через первоначало, для них исторические законы всегда одни и те же, в то время как одним из базовых принципов реализма является принцип эволюции.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Кругом виноват.
Ухо востро.
Зашёл к куме да засел в тюрьме.
Дитя пьёт да играет.
Исхожена вдоль и поперёк.
В огороде искал, конопли клевал; швырнула камушком бабушка - да мимо.
Закусил, запьём – и ворота запрём.
Стали бы к вечерни звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.
Будет дождик, будут и грибочки; а будут грибки, будет и кузов.
Стерпится, слюбится.
На грех мастера нет.
Милости просим.
Семи пядей во лбу.
Небо с овчинку показалось.
Что ни поп, тот батька.
Верой и правдой.
Бог судья.
Казнить так казнить, миловать так миловать.
Побойся Бога.
Долг платежом красен.
Утро вечера мудренее.
На все четыре стороны.