Рассмотрите иллюстрацию к произведению Д.И. Фонвизина «Недоросль». Напишите развернутый ответ на вопросы: Кто изображен на рисунке слева? Как художнику удалось или не удалось передать образ этого героя? Опишите этого проиллюстрированного героя.
Военная проза второй половины 20-го века Военная проза второй половины XX века. В чем состоят важнейшие особенности этого литературного течения? (На примере 1-2 произведений.) Важнейшая тема 1960-1980-х годов — военная. Осмыслен ие событий Великой Отечественной войны, художественные пути решения темы в этот период существенно изменяются. «Окопная правда» войны, события, не отличающиеся масштабностью, нравственные конфликты на нашей стороне фронта интересуют писателей все в большей степени. Юрий Васильевич Бондарев (р. 1924) один из признанных представителей так называемой «лейтенантской прозы». Бондарев умеет как бы перенести читателя в самый центр боя. Звуки, огонь взрывов и выстрелов, крики злобы, отчаяния, боли в словесных картинах писателя сочетаются с умением поведать о том, что переживают реальные участники сражения. Все это оставляет у читателя ощущение ожога от прикосновения к реальности войны. Особенно сильно это впечатление, потому что в страшных схватках и нечеловеческих испытаниях действуют зачастую отнюдь не супермены и богатыри, а очень юные, обыкновенные, даже слабые «мальчики», солдаты и офицеры. Фронт стал суровой школой мужества и нравственных испытаний для вчерашних студентов и школьников. Нравственная чистота, человечность, умение понимать людей, дружить и любить — неожиданно оказываются главными качествами, которые требует борьба со смертью, врагом. Офицеры Ермаков («Батальоны просят огня») и Новиков («Последние залпы») — тоже совсем еще молодые люди. Их человеческое становление еще не завершено, а они уже вынуждены больше думать о других, чем о себе. Крупным планом изображены переживания человека на войне в экстремальной ситуации. Роман «Горячий снег» (1969) свидетельствовал о творческой зрелости писателя. Историческое основание сюжета романа — попытка танковой армии Манштейна зимой 1942 года прорваться к попавшей в окружение группировке фельдмаршала Паулюса. Остановить танки в широкой степи должны были артиллеристы. Генерал Бессонов отдает суровый приказ: «Стоять на занимаемых рубежах до последнего. Для всех без исключения объективная причина ухода с позиции может быть одна — смерть…» И солдаты стоят насмерть, уничтожая немецкие танки. Ю. Бондарев создает целую галерею портретов солдат и офицеров: от командира артиллерийской батареи Дроздовского и командира взвода Кузнецова до командующего армией Бессонова, от совсем юного ездового Сергуненкова, посланного Дроздовским на бессмысленную смерть в неравной схватке один на один с танком, до человечного члена Военного совета Веснина, всегда заботившегося о сохранении солдатских жизней и погибшего в скоротечном бою просто, отнюдь не героически, случайно — по-солдатски. Это не безликая масса, а яркие личности, непохожие друг на друга характеры. Дроздовский внешне выигрывает, отличается командирской статью, готовностью решать и принимать ответственность. Но постепенно выясняется, что он эгоистичен, стремится всем показать свою храбрость, сделать на войне карьеру. И в решающие моменты боя он пасует. Писатель не говорит о прямой трусости, но и не показывает никакого реального вклада Дроздовского в победу, единственного, чем измеряется мера свершенного в бою солдатом, офицером. Кузнецов, напротив, скромен, поначалу не очень уверен в себе. Но в конце концов обнаруживается его нравственное превосходство. Именно это не позволяет Кузнецову смотреть на подчиненных как на материал для достижения военных целей. Сам он до последнего снаряда продолжает схватку с танками, в наиболее опасные моменты боя оказывается в нужном месте. Большая правда войны, требующей не пафоса и экзальтации, а умения оставаться человеком и делать свое дело в любых, самых невыгодных условиях, не думая о славе и наградах, возникает в сопоставлении разных судеб, показанных Ю. Бондаревым, другими представителями «лейтенантской прозы
Мальчик Толик живет с мамой. Его папа, летчик, пропал во время войны.
К ним в гости из Москвы в очередной раз приезжает дядя Николай, папин друг. Он предлагает маме забрать Толика и уехать вместе с ним. При этом он говорит о том, что отец Толика не героически погиб, а самовольно сдался в плен фашистам. Мама проганяет дядю Николая, а сама вместе с Толиком уезжает к своему отцу в Гурзуф.
Но там тоже жизнь не складывается, так как местные жители оскорбляют их из-за отца-предателя.
И тут приходит письмо из Чехословакии. Его прислал чех дед Ионек, который разузнал мамину фамилию и адрес и переслал ей последнее письмо мужа Карпа, так как он погиб в Чехословакии действительно сдавшись в плен. Но сделал он это ради того, чтобы освободить заложников - 20 учеников местной школы.
Толик гордится своим отцом. Он хочет написать ему письмо, так как раньше никогда этого не делал.
Мальчик Толик живет с мамой. Его папа, летчик, пропал во время войны.
К ним в гости из Москвы в очередной раз приезжает дядя Николай, папин друг. Он предлагает маме забрать Толика и уехать вместе с ним. При этом он говорит о том, что отец Толика не героически погиб, а самовольно сдался в плен фашистам. Мама проганяет дядю Николая, а сама вместе с Толиком уезжает к своему отцу в Гурзуф.
Но там тоже жизнь не складывается, так как местные жители оскорбляют их из-за отца-предателя.
И тут приходит письмо из Чехословакии. Его прислал чех дед Ионек, который разузнал мамину фамилию и адрес и переслал ей последнее письмо мужа Карпа, так как он погиб в Чехословакии действительно сдавшись в плен. Но сделал он это ради того, чтобы освободить заложников - 20 учеников местной школы.
Толик гордится своим отцом. Он хочет написать ему письмо, так как раньше никогда этого не делал.