Вечерами дядья и полуслепой мастер григорий сшивали окрашенные (дед владел красильной мастерской) куски материи в одну «штуку». саша, сын якова, по наущению дяди михаила раскалил на огне наперсток и подложил его под руку григорию. но пришел дед и сам сунул руку в раскаленный наперсток. сашу ожидала жестокая порка. к субботе и алеша успел провиниться. мальчика занимала окраска тканей, хотелось самому покрасить что-нибудь. саша посоветовал ему взять из шкафа белую скатерть и окрасить ее в синий цвет. как только алеша опустил край скатерти в чан, к нему подскочил подмастерье цыганок, выхватил скатерть, но та была уже испорчена. дед узнал об этом от саши. в субботу, перед всенощной, все собрались в кухне. алеша с ужасом смотрел, как дед порол сашу, еще не зная, что его ожидает то же самое. когда дед схватил алексея и понес к скамье, мальчик отчаянно сопротивлялся, укусил мучителя и был засечен до потери сознания.
Используя эзопов язык, писатель рисует глупость помещиков, притесняющих своих же крестьян, за счет которых они и жили, имея “тело рыхлое, белое, рассыпчатое”. первыми назвали помещика глупым сами крестьяне: “ и глупый у них помещик, а разум ему дан большой”. ирония звучит в этих словах. далее трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер садовский с “актерками”, приглашенный в поместье: “однако, брат, глупый ты помещик! кто же тебе, глупому, умываться подает? ”; генералы, которых он вместо “говядинки” угостил печатными пряниками и леденцами: “однако, брат, глупый же ты помещик! ”; и, наконец, капитан-исправник: “глупый же вы, господин помещик! ” глупость помещика видна всем, так как “на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя”, казна опустела, так как подати платить некому, “распространились в уезде грабежи, разбой и убийства”. а глупый помещик стоит на своем, проявляет твердость, доказывает либералам свою непреклонность, как советует любимая газета “весть”.