Главные герои: Ваня Солнцев, сержант Егоров, капитан Енакиев, ефрейторы Биденко и Горбунов, наводчик Ковалев. Во время Великой Отечественной Войны солдаты красной армии подбирают мальчика сироту (Ваня Солнцев) Они дают ему прозвище Пастушок. Так как Ваня очень молод, капитан приказывает отправить его в тыл, но он не хочет ехать и поэтому сбегает по дороге. После чего направаляется обратно в полк, по пути он впервые встречаеться с Енакиевым. Мальчик очень понравился командиру и он решает его усыновить. Вся его семья погибла во время войны в том числе и его маленький сын. Венувшись в полк Ваня становится разведчиком и в одну из разведок он попадает в плен к немцам. Но освобождается благодаря снаряду упавшему как раз в тот самый блиндаж где его держали. Освободившись, Ваня увидел своих и тогда не описуемая радость охватила его. В дальнейшем происходит ещё одна встреча Вани с Енакиевым и тогда судюба пастушка опять переменилась с той быстротой, с которой меняется судьба человека на войне. С того дня Ваня жил у Енакиева т. к тот хотел воспитать его сам. Капитан прикомандировал его к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера здесь мальчик знакомиться с лучшим наводчиком советского союза Ковалёвым .Во время одного из сражений Енакиев и Ковалёв погибают и тут судьба мальчика опять переменилась, его отправляют в суворовское училище.
Интересным, поучительным и актуальным в повести “Юность” является разоблачение того идеала “комильфотного” человека, которому старался следовать в определенный момент жизни Николай Иртеньев.
Кодекс человека comme il faut основан на убеждении в законности и незыблемости разделения людей на классы, сословия, различные группировки. Николеньке - герою трилогии- это представляется следующим образом:
“Род человеческий можно разделить на множество отделов - на богатых и бедных, на добрых и злых, на военных и статских, на умных и глупых и т. д. ”.
Кроме этих подразделений, Николай Иртеньев придумал в годы юности еще одно : “Мое любимое и главное подразделение людей в то время, о котором я пишу, было на людей comme il faut и на comme il ne faut pas”.
Первых юный Иртеньев уважал, вторых - презирал. А людей из народа - не замечал: они “для меня не существовали”, - признается он.
Автор более двадцати раз употребляет в тексте выражение “comme il faut”!
В повести дано подробное перечисление свойств и качеств, коими должен обладать “комильфотный” человек. Вот некоторые из них:
“Первое и главное” – отличный французский язык и особенно выговор”;
“второе условие” – “были ногти длинные, отчищенные и чистые”;
“третье условие” – “умение кланяться, танцевать и разговаривать”;
“четвертое, и очень важное, было равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной, презрительной скуки”.
У героя трилогии были еще и свои признаки “порядочного” человека: убранство комнаты, экипаж, перчатка, почерк и главное - ноги, вернее, обувь.
“Сапоги без каблука с угловатым носком и концы панталон узкие без штрипок – это был простой; сапог с узким, круглым носком и каблуком и панталоны узкие внизу со штрипками, облегающие ноги или широкие со штрипками, как балдахин стоящие над носком – это был человек mauvais genre (дурного вкуса) и т. п. ”. Толстой называет пагубным увлечение своего героя идеалом comme il faut и говорит, что оно явилось следствием светского воспитания.
“Главное зло – пишет Толстой, состояло в том убеждении, comme il faut есть самостоятельное положение в обществе, что человеку не нужно стараться быть ни чиновником, ни каретником, ни солдатом, ни ученым, когда он comme il faut, что, достигнув этого положения, он уже исполняет свое назначение и даже становится выше большей части людей”.
Во время Великой Отечественной Войны солдаты красной армии подбирают мальчика сироту (Ваня Солнцев) Они дают ему прозвище Пастушок.
Так как Ваня очень молод, капитан приказывает отправить его в тыл, но он не хочет ехать и поэтому сбегает по дороге. После чего направаляется обратно в полк, по пути он впервые встречаеться с Енакиевым. Мальчик очень понравился командиру и он решает его усыновить. Вся его семья погибла во время войны в том числе и его маленький сын. Венувшись в полк Ваня становится разведчиком и в одну из разведок он попадает в плен к немцам. Но освобождается благодаря снаряду упавшему как раз в тот самый блиндаж где его держали.
Освободившись, Ваня увидел своих и тогда не описуемая радость охватила его. В дальнейшем происходит ещё одна встреча Вани с Енакиевым и тогда судюба пастушка опять переменилась с той быстротой, с которой меняется судьба человека на войне. С того дня Ваня жил у Енакиева т. к тот хотел воспитать его сам. Капитан прикомандировал его к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера здесь мальчик знакомиться с лучшим наводчиком советского союза Ковалёвым .Во время одного из сражений Енакиев и Ковалёв погибают и тут судьба мальчика опять переменилась, его отправляют в суворовское училище.
Кодекс человека comme il faut основан на убеждении в законности и незыблемости разделения людей на классы, сословия, различные группировки. Николеньке - герою трилогии- это представляется следующим образом:
“Род человеческий можно разделить на множество отделов - на богатых и бедных, на добрых и злых, на военных и статских, на умных и глупых и т. д. ”.
Кроме этих подразделений, Николай Иртеньев придумал в годы юности еще одно : “Мое любимое и главное подразделение людей в то время, о котором я пишу, было на людей comme il faut и на comme il ne faut pas”.
Первых юный Иртеньев уважал, вторых - презирал. А людей из народа - не замечал: они “для меня не существовали”, - признается он.
Автор более двадцати раз употребляет в тексте выражение “comme il faut”!
В повести дано подробное перечисление свойств и качеств, коими должен обладать “комильфотный” человек. Вот некоторые из них:
“Первое и главное” – отличный французский язык и особенно выговор”;
“второе условие” – “были ногти длинные, отчищенные и чистые”;
“третье условие” – “умение кланяться, танцевать и разговаривать”;
“четвертое, и очень важное, было равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной, презрительной скуки”.
У героя трилогии были еще и свои признаки “порядочного” человека: убранство комнаты, экипаж, перчатка, почерк и главное - ноги, вернее, обувь.
“Сапоги без каблука с угловатым носком и концы панталон узкие без штрипок – это был простой; сапог с узким, круглым носком и каблуком и панталоны узкие внизу со штрипками, облегающие ноги или широкие со штрипками, как балдахин стоящие над носком – это был человек mauvais genre (дурного вкуса) и т. п. ”. Толстой называет пагубным увлечение своего героя идеалом comme il faut и говорит, что оно явилось следствием светского воспитания.
“Главное зло – пишет Толстой, состояло в том убеждении, comme il faut есть самостоятельное положение в обществе, что человеку не нужно стараться быть ни чиновником, ни каретником, ни солдатом, ни ученым, когда он comme il faut, что, достигнув этого положения, он уже исполняет свое назначение и даже становится выше большей части людей”.