с сором. Суммативное оценивание за раздел «Человек и природа»
Задание. 1. Выделите из списка тему и идею рассказа Р.Брэдбери «Зеленое утро». Запишите.
Тема
ответственное отношение к природе. Космос и мирное, а не разрушительное (хищническое) его освоение человеком.
Идея
Заглавие рассказа связано с идеей рассказа.
Утро на Марсе стало зеленым, благодаря озеленительной деятельности Бенджамина Дрисколла
Невозможное возможно, если приложить усилия. проявить волю, страстное желание блага для будущего людей.
Деятельность человека в космосе (в данном случае на планете Марс) должна быть направлена на благо настоящего и будущего людей.
Своими крылатыми мечтами и своими руками прокладывают будущее по-настоящему счастливые люди.
Марс - это возможный новый мир (дом) для жизни землян. и надо обустраивать его мудро, Не жалея сил.
Дрисколл, ведя озеленительную войну с Марсом, создает необходимую для всего живого среду обитания.
2. Если внимательно перечитать рассказ, то откроется «тайна» текста. Найдите изобразительно-выразительные средства к данным ключевым словам рассказа Р.Брэдбери «Зеленое утро». Запишите в таблицу. Средства изобразительности
Ключевые слова текста Деревья Огонь (костер) Дождь Воздух (кислород)
3. Герой рассказа «Зеленое утро» Бенджамин Дрисколл одержим мечтой сделать Марс зеленым. Докажите, что он ни разу не изменил мечте. Охарактеризуйте героя на основе деталей и цитат из предложенных отрывков. День был похож на любой из тридцати предыдущих дней; много аккуратных ямок было выкопано с утра, много семян посажено, много воды принесено из каналов Он будет сажать деревья, сеять траву. Это будет его делом Он поведет с Марсом свою собственную озеленительную войну Это было тридцать дней назад, и он ни разу не оглянулся. Оглянуться значило бы расстроиться. Погода была крайне сухая: сомнительно, чтобы хоть одно зернышко проросло. Быть может, вся его работа, все эти дни выкапывания ямок были напрасны. Он старался смотреть только вперед, спускаясь по этой широкой, плоской долине, уходя все дальше от Первого Города, ожидая дождей. Над сухими горами собирались облака, когда он натягивал одеяло на плечи... Огонь трепетал, засыпая под пеплом. Воздух содрогнулся от далекого рокота. Гром. Внезапный запах воды. Он проснулся от легкого шлепка по лбу. Вода стекла у него по носу, попала в рот. Другая капля упала на глаз. заставив его зажмуриться. Третья шлепнулась на подбородок. Дождь. Утро было зеленое.
Ноздрев
Молодой мужчина, свежий и румяный на вид. Это лихой прожигатель жизни, любитель вкусно поесть и отменно выпить. Обладая деятельной натурой, не в состоянии усидеть дома более одного дня. Однако всю свою неуемную энергию направляет не на благо хозяйства, а на поиск новых источников удовольствия. Вдовец, отец двоих детей, воспитанием которых совершенно не интересуется. Его также мало занимает судьба поместья и живущих в нем крестьян с легкостью проиграть крупную сумму денег в карты, совершенно не заботясь о том, на какие средства придется жить.
Н. В. Гоголь в своей знаменитой поэме «Мертвые души» ярко изобразил действительность России первой половины 19 века. В произведении мы можем увидеть быт, характеры и нравы совершенно разных слоев общества: чиновников, помещиков и крепостных крестьян. Особенный акцент автор делал на помещиках, показав в поэме пять представителей данного сословия, которые имеют разные внешние и внутренние черты.
Первым помещиком, которого посетил главный герой произведения -Чичиков, был Манилов. За своим поместьем герой не следит, поэтому оно находится не в самом лучшем состоянии:
«…Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…».
Манилов живет лишь мечтами о том, как отстроит новые красивые здания, но этим замыслам никогда не удастся сбыться. К своим крестьянам он хорошо относится, не притесняя их. Они такие же ленивые, как и их хозяин. Главный порок Манилова – праздность. Он хоть и является приятным и гостеприимным человеком, но его бездеятельность, слащавость и апатия быстро наскучивают другим.
После Манилова Чичиков случайно встречается с Коробочкой. У нее не очень большое хозяйство, но помещица держит его под полным контролем. Она явно не страдает от безденежья, но очень любит прибедняться. Коробочка весьма зажиточна, она — хорошая и трудолюбивая хозяйка:
«…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…».
Она постоянно боится продешевить, даже при покупке мертвых душ. В ее ограниченности, жадности и зацикленности на бытовых аспектах жизни автор видит главные недостатки, присущие почти всем женщинам того времени.
Следующим в очереди помещиков стоит Ноздрев. Он «разбитной малый» «…неугомонной юркости и бойкости характера…». Любитель повеселиться: выпить, посещать балы и праздники, играть в карты. Стоит упомянуть, что герой также скандалист и лгун, очень вспыльчив, несдержан и груб, любитель «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Все его силы уходят на кутеж, времени на занятие поместьем и крестьянами у него не остается. Не сильно интересуется Ноздрев и своими двумя детьми, которые рано остались без матери. По-настоящему заботят героя только его собаки, которых он любит больше, чем кого-либо.
После Чичиков следует к Собакевичу, которого главный герой сравнивает с медведем. Ему за 40, он неуклюжий и неделикатный, груб и слишком прямолинеен. Несмотря на это, Собакевич — добротный хозяин. Усадьба его хоть и безвкусно, но хорошо обустроена и обставлена. С крестьянами герой работает наравне, крепостные живут в хороших условиях. Самой главной его отрицательной чертой является стремление к наживе. Предложение о покупке мертвых душ его нисколько не смущает, для него главное — взять как можно больше от сделки.
Последний помещик – Плюшкин. Пожилой и одинокий мужчина. Невероятно скупой и бережливый: «…Такой скряга, какого вообразить трудно…». Хоть он и очень богат, но выглядит как самый настоящий нищий:
«…восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!..».
Из-за своего скряжничества Плюшкин запустил поместье, не желая тратить на него деньги. Крестьяне его также находятся в плохом состоянии, ходят в обносках, живут в старых и хилых избах, страдают от голода и холода. Еще очень ярко показывает скупость героя тот факт, что все сделанное крестьянами он не хочет продавать, поэтому все, что производят его крепостные, просто гниет на складе.
Н. В. Гоголь в поэме мастерски изобразил образы помещиков, которых вполне можно было встретить во времена жизни писателя. Он обличил их пороки, показал, как власть и деньги могут испортить людей. Многие из имен этих героев не зря стали нарицательными. «Мертвыми душами» в произведении на самом деле оказались не умершие крестьяне, а их хозяева, которые утратили свои души в праздности, пресыщенности и безответственности дворянского сословия.