с тестом
1. К какому жанру относится произведение В.Г. Распутина «Уроки французского»?
1) рассказ
2) повесть
3) роман
4) легенда
2. В какое время происходят действия произведения?
1) в предвоенное время
2) во время Великой Отечественной войны
3) в послевоенное время
4) через 10 лет после окончания войны
3. Чем был «знаменит» герой среди жителей своей деревни?
1) Герой писал за старух и читал письма жителям разбираться в облигациях.
2) Рассказчик оказывал одиноким старикам посильную в хозяйстве.
3) Мальчик умел читать сам и учил грамоте своих ровесников.
4) Он самостоятельно сочинял рассказы и повести.
В каком возрасте у героя «началась самостоятельная жизнь»?
1) в 9 лет
2) в 10 лет
3) в 11 лет
4) в 12 лет
5. Почему герой не рассказал матери о том, что у него хлеб и картошка «таинственным образом исчезают»?
1) Мальчик боялся, что его отругают за ябедничество.
2) Он думал о маме: ей не станет легче, если она узнает правду.
3) Ему хватало и оставшейся картошки, чтобы не быть голодным.
4) Герой боялся, что его уличат во лжи, хотя он знал, что это правда.
6. Почему герой начинает играть в «чику» на деньги?
1) Ему были необходимы деньги, чтобы, отсылая их домой прокормить свою семью.
2) Герой был азартным человеком, поэтому его заинтересовал сам процесс игры.
3) Мальчик хотел отработать навыки игры, чтобы выигрывать у Вадика.
4) Таким образом он зарабатывал на кружку молока, которое ему было необходимо для лечения «малокровия».
7. Почему главный герой рассказа вернул посылку Лидии Михайловне?
1) Чувство собственного достоинства, гордость, настойчивость не позволили мальчику принять посылку от Лидии Михайловны.
2) Ему было стыдно перед одноклассниками, которые, узнав об этом, посмеялись бы над ним.
3) Отправляя сына в «район», мама запретила герою принимать подарки от чужих.
4) Герой не любил макароны, которые находились в посылке.
8. Какую роль в жизни героя сыграла его учительница Лидия Михайловна?
1) Она научила его правильно произносить французские слова.
2) Лидия Михайловна кормила голодного и больного ученика.
3) Лидия Михайловна научила героя играть в «замеряшки», что пригодилось ему в будущем.
4) Общение с Лидией Михайловной стало для героя уроками жизни, воспитанием чувств.
9. О чём произведение В. Г. Распутина «Уроки французского»? Укажите неправильный ответ.
1) о взаимоотношениях учителя и ученика
2) о становлении героя, приобретении им духовного опыта
3) о раннем взрослении детей в трудные послевоенные годы
4) о дружбе и предательстве
10. В чём заключается смысл названия произведения В. Г. Распутина «Уроки французского»?
1) Произведение называется именно так, потому что в центре повествования лежит рассказ об изучении героем французского языка.
2) Учительница давала мальчику не только уроки французского языка, но еще уроки терпения, настойчивости и доброты.
3) Основное содержание произведения заключается в преодолении героем трудностей, которые он испытывал при произношении французских слов.
4) Смысл названия рассказа подчеркивает авторскую позицию: для интеллигентного человека необходимо ещё в детстве изучать французский язык
Объяснение:
Петр Гринев занимает особое место в произведении. Он «автор записок, повествователь. Это выходец из старого, знатного, но обедневшего дворянского рода, оппозиционно настроенного к правительству» .
На лобном месте погиб дальний предок Гринева, а дед его пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Отец Гринева также с осуждением относится к светским петербургским нравам. Придворный календарь напоминает ему о карьеризме и безнравственности, царящих при дворе. Поэтому сына Петрушу он отправляет не в Семеновский полк, а в армию далекого Оренбургского края: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху… » Гринев-отец — типичный помещик. Застой и однообразие жизни рисует Пушкин, изображая семейство Гриневых. Убожество ее для писателя искупается тем, что старый помещик хотя и строг, деспотичен, но справедлив. Вспомним, как он напутствует сына: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» .
Среда, в которой рос Петр Гринев, не могла развить в нем интеллектуальных Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками») . По части образованности, он, конечно же, уступает своему антиподу — Швабрину. Но крепкие нравственные принципы, которые ему внушил отец ему выйти из труднейших ситуаций.
Образ Гринева Пушкин показал в развитии: безумный мальчишка, утверждающий независимость юноша, мужественный и стойкий взрослый человек. События, в круговорот которых он попадает, делают его таким быстро. Для Петра Гринева честь — это верность служебному и сословному делу. В знаменитой беседе с Пугачевым мы видим смелого дворянина. Очутившись среди врагов в мятежной слободе, он держится с большим достоинством. По отношению к себе со стороны Пугачева он не допускает даже насмешливого тона. Ему не нужна жизнь, купленная ценой унижения дворянского звания. Любит Гринев тоже по-настоящему. Он жизнь Маши Мироновой, подвергая опасности свою собственную. На суде Петр не называет имя девушки, предпочитая быть осужденным. Ссора с Швабриным говорит о благородстве Гринева, вступающегося за честь Маши, о любви которой к себе и не знает. Пошлость Швабрина его возмущает. Петр старается скрыть свое торжество над побежденным Швабриным. Сталкивая в различных жизненных ситуациях Гринева и Швабрина, писатель показывает, что самое главное в человеке не образование и внешний блеск ума, а преданность убеждениям и благородство.
Сижу за решеткой в темнице сырой. / Вскормленный в неволе орел молодой, / Мой грустный товарищ, махая крылом, / Кровавую пищу клюет под окном
В первой строфе изображена тоска узника в его сырой темнице, его ужас перед неволей. Он видит другого орла - своего товарища, который грустит, видя своего друга за прочной решеткой.
Клюет, и бросает, и смотрит в окно, / Как будто со мною задумал одно. \ Зовет меня взглядом и криком своим / И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Орел, который находится в неволе, мечтает о полете. Здесь тоже нет слова "свобода", но призыв "Давай улетим" - это как бы синоним понятия свободы.
В последней строфе понятие свобода выражено синонимом "воля"
"Мы вольные птицы; пора, брат, пора! ", а также понятием "гулять": "Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…"