с тестом по литературе на тему рассказа Л. Н. Толстого
"После бала" Тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». Оформление: цифра-буква.
1. Какова роль вступления в произведении?
А) показать время и место действия; Б) познакомить с участниками событий; В) познакомить с рассказчиком
2. Продолжите слова рассказчика Ивана Васильевича: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде… А я думаю, что все дело в .»
А) политике Б) случае В) обществе.
3. Укажите, в какой христианский праздник проводился бал у губернского предводителя:
А) Масленица Б) Рождество В) Крещение.
4. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
А) отчуждение; Б) возмущение; В) восторг.
5. Обозначьте, какие танцы исполнял Иван Васильевич на балах:
А) кадриль, вальс, полька, мазурка;
Б) танго, фокстрот, пасадобль, сальса;
В) полонез, чечетка, галоп, сиртаки.
6. Прочитайте цитату: «Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары». Укажите, с кем танцевала Варенька:
А) с инженером Анисимовым Б) с отцом В) с Иваном Васильевичем.
7.С какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
А) белые усы и бакенбарды;
Б) блестящие глаза и радостная улыбка;
В) "домодельные" сапоги.
8. Назовите, что подарила Варенька Ивану Васильевичу на память:
А) шарф и тросточку;
Б) и перчатку и цветок;
В) перышко от веера;
9.Укажите, с кем проживал Иван Васильевич:
А) с братом;
Б) с сестрой;
В) с отцом.
10. Обозначьте, свидетелем какого неприятного происшествия стал Иван Васильевич, подходя к дому Вареньки:
А) драка между слугами;
Б) наказание татарина;
В) ранение лошади.
11. Сколько повествователей(рассказчиков) в произведении?
А) один; Б) два; В) несколько.
12. Прочитайте две цитаты:
«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное … и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах».
«И я видел, как он своей сильной рукой … бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».
Какой художественный прием использован в описании отца Вареньки и татарина:
А) анафора;
Б) антитеза;
В) гипербола?
13. Повтором одной и той же стилистической фигуры («…все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась…статная фигура полковника…») автор:
А) воспроизводит унылый свист флейты;
Б) показывает полковника в новой роли;
В) передает ужас совершающегося.
14. Как характеризуется поведение отца Вареньки во время наказания татарина:
А) равнодушие;
Б) жестокость;
В) милосердие.
15. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
А) на балу жестокий по характеру полковник лицемерил, надел маску добропорядочности;
Б) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности;
В) искренне верит в необходимость жестокой расправы
16. Образ полковника:
А) типичен; Б) трагичен; В) исключителен
17. Укажите, какое чувство испытал Иван Васильевич, увидев такое поведение полковника Б.:
А) страх;
Б) ненависть;
В) стыд.
18. Назовите причину, по которой Иван Васильевич не поступил на военную службу, как хотел прежде:
А) он не понимал поведения полковника и его это мучило;
Б) боялся стать излишне жестоким;
В) понял, что не сможет руководить людьми.
19. Обозначьте, почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке угасла:
А) видя Вареньку, Иван Васильевич вспоминал полковника;
Б) Варенька влюбилась в другого человека;
В) полковник не одобрял их отношений.
20. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
А) важность судьбы героя после бала;
Б) особое значение сцены расправы с солдатом;
В) важность утра, следующего за балом.
21. Определите тему произведения.
А) повествование о любви Ивана Васильевича;
Б) рассказ о полковнике;
В) показ николаевской России.
22. Авторская позиция в рассказе:
А) скрыта; Б) выражена в авторском повествовании; В) передана одним из персонажей.
23.Определите основную мысль, главную идею рассказа:
А) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;
Б) идея личной ответственности человека за происходящее;
В) осуждение деспотизма.
Печорин, не находя иного выхода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям горе. Он убивает на дуэли, которая произошла из-за глупости, своего друга Грушницкого. Когда его сослали в крепость за дуэль, он знакомится там с Бэлой, дочерью местного князя. Печорин уговаривает ее брата похитить сестру в обмен на краденого коня. . Он искренне хотел сделать Бэлу счастливой, но он не может испытывать длительных чувств. На смену им приходит скука — его извечный враг.
Добившись любви девушки, он охладевает к ней и фактически становится виновником е гибели. Примерно такая же ситуация и с княжной Мери, которую ради развлечения он влюбляет ее в себя, заранее зная, что она ему не нужна. Из-за него не знает счастья Вера. Он сам говорит: “Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...”
Максим Максимыч также обижен на него за то, что он был холоден при встрече с ним после долгой разлуки. Максим Максимыч очень преданный человек и он искренне считал Печорина своим другом.
Герой тянется к людям, но он не находит у них понимания. Эти люди были далеки в своем духовном развитии от него, они не искали в жизни того, чего искал он. .Беда Печорина в том, что его независимое самосознание и воля переходит в нечто большее. Он не прислушивается ни к чьему мнению, он видит и принимает только своё «Я». Печорину скучно жить, он постоянно ищет остроты ощущений, не находит и страдает от этого. Он готов рискнуть всем ради исполнения собственной прихоти.
Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Митрофан Терентьевич, дворянский сын Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. И это заметно. У Митрофанушки отсутствует цель в жизни, он только любит поесть, побездельничать и погонять голубей: “Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…” На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”.
Невежественная мать учила своего сына наукам, но делала она это не из любви к а только из-за указа Петра о том, что все дворянские дети должны знать слово божье, грамматику и арифметику. А чего только стоят ее советы сыну: "...друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!", «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!». И Митрофан слушался этих советов. Он не учил ни арифметику, ни слово божье, ни грамматику (какая грамматика, если наш недоросль не знал прилагательное или существительное слово «дверь»?). Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман (по его одной только «говорящей» фамилии понятно почему), да и то из-за того, чтобы на него не сердилась Остальные учителя открыто ругали его. Например Цыфиркин: “ Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите”. А Митрофан огрызался: “Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады”. “ Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век позади остаемся”.
Из родных этого «оболтуса» окружали его папа и мать, которая души в нем не чаяла. Несмотря на это Митрофан относился к своей матери пренебрежительно, он совсем не любит и ему совсем не жаль было свою родную мать, он ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ”, на что в ответ слышит бессердечное: “ Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”. А папу «оболтус» и вовсе не признает. Возможно потому, что боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: “По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын”. После слов «вне себя наверняка осекся. Какая уж тут радость, когда сын растет «маменькиным сынком»!... Вот и вся родня нашего героя, из которой, как показала практика, он не любил никого. Еще конечно же и дядя, но Митрофан его не любил и всегда хамил ему. Вот и вся родня, где никого он не любил и признавал за человека свою только мать.
Но, в конце концов «злые» люди (Митрофан и его мать) получают по заслугам. Маму предает ее собственный сын, а «неуча» отправляют на службу. Кто знает, быть может служба его исправит. Одно мы знаем наверняка - свою маму он «по долгу службы» не увидит еще долго, да и захочет ли мама его снова увидеть… Поймет ли она свою ошибку?...