1. Главные герои Василия Макаровича хотят осуществить свои мечты и фантазии, воплотить в жизнь собственные идеи по преобразованию, улучшению мира, они мечтают безвозмездно всем людям и решить серьезные проблемы человечества. Именно такой главный герой рассказа-притчи «Микроскоп». Произведения о вечных проблемах поиска смысла жизни и о трудностях пути непонятого человека, выступающего в роли пророка. Этот рассказ пронизан юмором, но в нем заложена мысль о разрушающей душу меркантильности, о "вещной болезни", ставшей столь распространенной в наше время.Главный герой рассказа - Андрей Ерин - столяр маленькой мастерской при «Заготзерне». Краснеющий, когда врет, но переживающий, когда так приходится делать, простой, добрый, работящий человек, хорошо относящийся к людям. Он терпит, когда жена злится, обзывает и бьет его сковородником, сам злится, но не позволяет себе выругаться в ответ. И искренне радуется, сияет, светится, когда ему удается осуществить то, что он задумал. В рассказе нет описания Андрея Ерина, потому что для Шукшина оно не важно. Главное - это показать особенность своего героя, а она заключается в том, что этот чудик готов пойти на жертвы (получить от жены ужасную головомойку, работать больше месяца по полторы смены и, самое главное, суметь подавить муки совести из-за обмана), лишь бы воплотить в жизнь заветную мечту - приобрести микроскоп. Ни жена, ни друзья никогда не смогут понять, зачем выбрасывать огромные деньги на покупку «ненужного» предмета, но Андрей к этому не стремится, и он не хвастается, не хочет отличаться тем, что просто имеет микроскоп. Его цель высока и гуманна - он хочет научиться бороться с «микробами», которые почти в три раза укорачивают жизнь человека. Думая о человечестве, Андрей готов претерпевать страдания и непонимание со стороны близких. К этому человеку невольно проникаешься уважением, даже понимая, что он взялся за дело, которое ему не по силам, из-за нехватки элементарных знаний. Чудик стремится к движению вперед, он ощущает себя причастным ко всему, что делается в мире, он искренне радоваться мировым открытиям и достижениям в области техники и науки. А Шукшин торжествует, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья.Помимо всего перечисленного, Андрей Ерин, как и многие герои Василия Шукшина, очень чувствителен и эмоционален. «И любопытство и страх отразились в глазах у Ерина. Руки его, натруженные за много лет - большие, пропахшие смольем…чуть дрожали на коленях». Он сильно переживает за людей, болеет и волнуется о них. «Андрей сел и закурил. – От такой мелкой твари гибнут люди! – Вид у него был убитый…»Именно этим желанием и защитить пропитаны все мысли главного героя. Шукшинский чудик мечтает изменить жизнь людей, мечтает сделать для человечества что-то стоящее и нужное, то, что обязательно всем пригодиться и Взамен он ничего не просит, он даже готов страдать ради людей, ради мечты, ради того, чтобы доставить благо другим. Главный персонаж грезит своей мечтой, искренне надеется и верит, что она осуществится, и больше ему ничего не нужно, ни похвалы, ни признания, потому что герой-«чудик» не такой. Он добрый, уступчивый, отзывчивый, терпимый, впечатлительный, а главное - гуманный, мечтающий человек, имеющий цель в жизни и пытающийся всеми ее осуществить.
“Водяное общество”(светское общество) — это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются все характерные черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении “водяного общества”, их жизни, интересов, развлечений. Печорин с легким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ “водяного общества” дается также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина. В целом все “водяное общество” противопоставлено Печорину. Однако все же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним. Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого - поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий — антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности. Он рисуется, часто ведет себя несоответственно ситуации. В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от нее, так как очень самолюбив. В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства и именем Мери). Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния образа Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага. Вернер - единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин “бешено гоняется за жизнью”, Вернер же пассивен. Вернер - натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая. Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, - раскрытию образа Печорина и показу его отношения к любви. Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает еще более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развернутых внутренних монологов в дневнике Печорина. В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера). Вера - самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намеками. Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его не глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчеркивается одиночество героя, не его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя. Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а потом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо.