Сама идея основания самостоятельного института в Томске принадлежала министру финансов Российской империи графу Сергею Юльевичу Витте. Большой вклад в развитие идеи внес также гениальный химик, великий ученый Дмитрий Иванович Менделеев, входивший в состав комитетов, разрабатывавших проект строительства вуза. В 1904 году Д.И. Менделеев стал первым почетным членом института. Система подготовки инженерных кадров в Императорском институте строилась с учетом специфики Сибири и предполагала всестороннюю подготовку решать не только различные производственные задачи, но и строительные, энергетические, экономические. На всех отделениях изучалось строительное дело, выполнялись проекты по архитектуре промышленных и жилых зданий. Важное место занимали общеобразовательные и гуманитарные дисциплины. Постепенно институт становился центром развития технической науки в Сибири. Наряду с теоретическими разработками ученые института принимали участие в разведке и освоении месторождений каменного угля, золота, драгоценных металлов и железных руд, оказывали техническую промышленным предприятиям, участвовали в проектировании и строительстве зданий и сооружений, промышленных объектов в городах Сибири, Урала и Центральной России. Смена политического строя в стране, случившаяся в 1917 году, повлекла за собой реформу высшей школы. Изменения коснулись лишь некоторых сторон жизнедеятельности вуза: отделения были переименованы в факультеты, вместо директора была учреждена должность ректора, введены новые должности – проректоров, доцентов и ассистентов. Уже в первый год советской России изменились и правила приема студентов – впервые высшие учебные заведения открыли двери для женщин. В 1934 году приобрел название Томского индустриального института. Вместе со страной вуз пережил революцию, гражданскую войну, НЭП, индустриализацию, репрессии. Выстоял и успел отметить два юбилея, получив в 1940 году свою первую государственную награду – орден Трудового Красного Знамени. Но вскоре началась самая страшная война в истории человечества. В 1941 году из института на фронт ушли более 600 человек: 350 студентов, 68 преподавателей и научных сотрудников, 213 рабочих и служащих. В трагические сороковые сотрудники и студенты института сражались на всех фронтах. Более двухсот из них не вернулись. В первый же месяц войны вся научно-исследовательская работа института была перестроена на оборонную тематику и оказание производству, в том числе эвакуированным в Томск промышленным предприятиям. В распоряжении института осталась лишь часть следующих корпусов: химического, физического и инженерного (не более 15 % учебных площадей довоенного времени). Большая часть кафедр, мастерских и лабораторий была законсервирована. Прекратилось снабжение лабораторным оборудованием, учебной и научной литературой. Студенты испытывали острую нужду даже в бумаге для письма. Конспекты лекций писались в буквальном смысле на старых журналах и книгах. Когда военные годы остались позади, страна стала вновь привыкать к мирной жизни. В 1944 году вуз снова сменил название, став Томским политехническим институтом. К этому времени новые отрасли промышленности остро нуждались в кадрах. Время хрущевской оттепели и семилеток для ТПИ – период активного развития. Для работы в институте приглашались лучшие молодые ученые и исследователи из ведущих вузов страны. В связи с начавшимся в Сибири строительством крупнейших предприятий атомной промышленности возникла потребность в специалистах высочайшего уровня. В 1990-е, несмотря на сложное политико-экономическое положение в стране, вуз продолжает наращивать потенциал, принимая новую концепцию развития. При ТПУ открывается уникальная образовательная площадка – лицей для одаренных старшеклассников. В 1997 году Томский политех указом президента РФ включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. На рубеже веков ТПУ отметил сразу два юбилея: столетие со дня основания и столетие со дня открытия. А в 2009 году для Томского политехнического началась новая эра – вузу была присвоена категория «Национальный исследовательский университет». Вслед за этим поменялась и структура: факультеты и НИИ были объединены в новые подразделения – научно-образовательные институты. Сегодня Томский политех продолжает удерживать лидерские позиции, что отражается в динамике развития и крупнейших мировых рейтингах. Существенную в достижении поставленных университетом целей оказывают члены Международного научного совета ТПУ под руководством нобелевского лауреата профессора Израильского университета Технион Дана Шехтмана. Напишите только самое важное. Нужно для проекта!
Объяснение:
На Алтае, в устье реки Ини, жил богатырь Сартакпай. Коса у него до земли, брови — точно густой кустарник. Мускулы твердые, как нарост на березе, хоть чашки из них режь.
Когда он охотился, еще ни одной птице не доводилось над его головой пролететь. Он стрелял без промаха.
Быстро бегущих оленей, осторожную кабаргу бил метко. На медведя, на барса он ходил один, крепко держа в руке свою трехпудовую пику с девятигранным наконечником.
Не пустовали его охотничьи мешки-арчимаки, к седлу всегда была приторочена свежая дичь.
Сын Сартакпая, Адучи-мерген, издалека услыхав мерный топот черного иноходца, выбегал встречать отца.
Сноха Оймок готовила старику восемнадцать разных кушаний из дичи, девять вкусных напитков из молока.
Но не был счастлив, не был весел прославленный богатырь Сартакпай. Днем и ночью слышал он плач зажатых камнями алтайских рек. Напрасно бросались они с камня на камень. Не под силу было им одолеть твердые горные кряжи. Брызги воды висели на камнях, как слезы. Горько было Сартакпаю смотреть на слезы алтайских рек, устал он слушать их немолчный стон. И задумал старик пробить алтайским водам дорогу к Ледовитому океану.
Позвал он своего сына:
— Ты, Адучи-мерген сынок, иди к Белухе-горе, поищи пути-дороги для Катуни-реки. Сам я отправлюсь на восток к озеру Улукёль.
Приехал Сартакпай к озеру, спешился, коня в траву пустил, сам на левое колено пал, указательным пальцем правой руки тронул берег Улукёля, и следом за его пальцем потекла река Чулышман. С веселой песней побежали к Чулышману все попутные ручейки и речки, все звонкие ключи и неслышные подземные воды.
Многие писатели и поэты отводили особое место в своём творчестве произведениям о семье.Семья-это залог человеческих ценностей,в процессе воспитания человека.Дружная и счастливая семья даёт человеку счастье и радость в жизни,делает человека носителем доброты и уважения к старшим.
Стихи:
Агния Барто "Дома"-замечательное стихотворение о самом дорогом,что есть у человека-дом и семья.Татьяна Агибалова "Что может быть семьи дороже?"-название говорит само за себя,семейные ценности-самые дорогие.Сергей Михалков "Недотёпа"-стихотворение о не талантливом ребёнке, но который хочет и сделает всё,чтобы его мама им гордилась,семья дороже талантаПроза:
М. Дружинина "Девочка наоборот"-весёлый и забавный рассказ о воспитании детей в семье.В.Драгунский "Чики-брык"-рассказ о взаимоотношениях детей и взрослый в семье,где папа весёлый и смешной,а мама добрая и мягкая.Нина Артюхова "Большая береза"-трогательный рассказ,как мама сына,залезшего слишком высоко на дерево.Мудрая мама преподала урок жизни сыну.