стихотворение «она сидела на полу…» (1858 г.) посвящено личной трагедии в жизни тютчева. он был женат вторым браком, имел детей, когда познакомился с е. денисьевой, подругой своих дочерей. поэт не мог противостоять внезапно вспыхнувшей страсти. увлечение переросло в серьезный роман. некоторое время тютчеву удавалось скрывать его, но после рождения у денисьевой ребенка этот роман к скандалу. жена поэта эрнестина была поражена изменой мужа. в порыве ревности она сожгла большую часть писем, которые тютчев когда-то написал ей. этому эпизоду и посвящено стихотворение.
автор изображает сидящую на полу женщину, которая перебирает «груду писем». эти письма когда-то имели для нее огромное значение. они были написаны страстно влюбленным в нее человеком. его измена превратила письма в «остывшую золу». она символизирует давно сгоревшие чувства. в стихотворении не сказано прямо о сожжении бумаг, но это вытекает из самого текста. предательство мужа убило остатки любви и в самой эрнестине, поэтому ее взгляд на письма тютчев сравнивает со взглядом души на «брошенное тело».
в свое время эрнестина произвела на тютчева огромное впечатление. он был невероятно счастлив, женившись на ней. долгое время женщина была для него источником вдохновения. поэт уважал эрнестину и был ей за прожитые вместе годы. в письмах к жене была заключена целая жизнь, наполненная любовью и радостью. тютчеву было бесконечно жаль свою жену, но в то же время он ничего не мог поделать со своим сердцем, которое полюбило другую.
в последней строфе появляется сам лирический герой, который наблюдает за убитой горем женщиной. он не знает, что можно сказать или сделать в такой безвыходной ситуации. все нежные и полные любви слова на его глазах превращаются в прах, а извинения бесполезны. тютчев также испытывает страдания, но понимает, что убитую любовь уже не вернуть. от жалости к жене автор готов встать перед ней на колени, но это ничего не изменит. сожжение любовных писем можно сравнить с убийством человека, которого, как и прошедшую любовь, невозможно воскресить.
эрнестину так и не простила тютчеву измену, но ради детей согласилась не разрывать брак. поэт еще долгое время жил двойной жизнью, о чем было прекрасно известно в
Бабушка является важным человеком в жизни главного героя - мальчика Вити. Мать Вити утонула, и после ее гибели воспитание мальчика легло на плечи бабушки и дедушки:
"Когда утонула мама, бабушка не уходила с берега, ни унести, ни уговорить ее всем миром не могли."
Бабушка Вити - это уже пожилая женщина, "старый человек":
"Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека. Жалко будить, устала бабушка. Ей рано вставать."
Бабушку зовут Катериной Петровной:
"Задаст тебе Катерина Петровна! Задаст!"
О внешности бабушки известно следующее:
"Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки и крест-накрест завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука по большим праздникам и по случаю поездки в город."
"...бабушка... стала подбирать волосы, сплетать их в косу, держа тряпочку для завязки косы в зубах."
Бабушка воспитывает Витю в строгости. Мальчик слушается бабушку, так как знает, что иначе ему будет "худо":
"Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо."
"Улизнуть не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки наперед."
Строгая бабушка требует от Вити "отчет и расчет" за его проступки:
"Грустно. Тоска на сердце — предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет."
"Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство. Но обошлось."
Витя знает, что ему не отделаться враньем и слезами от бабушки, как это делают соседские дети:
"Я и сам знал, что им-то, левонтьевским, «ха-ха!», а мне «хо-хо!». Бабушка моя, Катерина Петровна, не тетка Васеня, от нее враньем, слезами и разными отговорками не отделаешься."
Когда Витя поступает плохо, бабушка кричит на него и иногда даже "поддает", то есть бьет:
"...бабушка только кричит, еще нет-нет да поддаст — у нее не задержится."
"Ну разок и щелкнет, так что за беда! За такое дело и не разок можно…" (щелкнет - то есть ударит)
Бабушка держит внука в строгости, потому что не хочет вырастить из него арестанта и мошенника. Старушка не одобряет дружбу Вити с левонтьевскими ребятами, которые учат Витю плохому:
"А он уж мошенничат! Че потом из него будет? Жиган будет! Вечный арестант! Я вот еще левонтьевских, пятнай их, в оборот возьму! Это ихняя грамота!..
Бабушка зарабатывает на жизнь тем, что собирает ягоды в тайге (в основном землянику) и продает ее в городе. Так делают многие местные жители:
"Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник."
Бабушка - шумная, громкая женщина. Кажется, что она "гремит", а не разговаривает:
"Нечего куски выглядывать, — гремела она."
"Своих вечно потачил! — гремела бабушка. — Теперь этого!.."
Бойкая бабушка кричит не только на внука, но и на своего мужа, дедушку Вити. Старушке не нравится, что дед балует внука:
"Бабушка и на него кричит: «Потатчик! Своим всю жизнь потачил, теперь этого!..»..."
За бойкий характер дедушка называет бабушку "генералом":
"...не оставлять горемычного внука один на один с «генералом» — так он в сердцах или в насмешку называет бабушку."
Бабушка - трудолюбивая и энергичная женщина. За день она успевает сделать множество дел:
"В это утро к нам приходило много людей, и всех бабушка задерживала, чтоб поведать: «А мой-то! Малой-то!» И это ей нисколько не мешало исполнять домашние дела — она носилась взад-вперед, доила корову, выгоняла ее к пастуху, вытряхивала половики, делала разные свои дела..."
Бабушка не любит пьяниц и лентяев. Так например, она ругает соседа Левонтия за его безделье и любовь к вину:
"...бабушка корила его в окно за безделье, перечисляла работу, которую он должен был, по ее разумению, сделать в доме и вокруг дома..."
"Бабушка еще долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, который, по ее убеждению, хлеба не стоил, а вино жрал..."
Бабушка любит рассказывать свои новости знакомым и узнавать новости села, которые она пропустила, пока была в городе. Так, она рассказывает всему селу о том, как ее обманул внук:
"Не вытерпит, чтобы не поделиться новостями, почерпнутыми в городе, и узнать те новости, которые свершились без нее на селе..."
Несмотря на мошенничество Вити, бабушка дарит ему долгожданный пряник в виде коня с розовой гривой:
"Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой."
Став взрослым человеком, Витя по-прежнему вспоминает этого коня с розовой гривой как символ бабушкиной любви и доброты
відповідь:
стихотворение «она сидела на полу…» (1858 г.) посвящено личной трагедии в жизни тютчева. он был женат вторым браком, имел детей, когда познакомился с е. денисьевой, подругой своих дочерей. поэт не мог противостоять внезапно вспыхнувшей страсти. увлечение переросло в серьезный роман. некоторое время тютчеву удавалось скрывать его, но после рождения у денисьевой ребенка этот роман к скандалу. жена поэта эрнестина была поражена изменой мужа. в порыве ревности она сожгла большую часть писем, которые тютчев когда-то написал ей. этому эпизоду и посвящено стихотворение.
автор изображает сидящую на полу женщину, которая перебирает «груду писем». эти письма когда-то имели для нее огромное значение. они были написаны страстно влюбленным в нее человеком. его измена превратила письма в «остывшую золу». она символизирует давно сгоревшие чувства. в стихотворении не сказано прямо о сожжении бумаг, но это вытекает из самого текста. предательство мужа убило остатки любви и в самой эрнестине, поэтому ее взгляд на письма тютчев сравнивает со взглядом души на «брошенное тело».
в свое время эрнестина произвела на тютчева огромное впечатление. он был невероятно счастлив, женившись на ней. долгое время женщина была для него источником вдохновения. поэт уважал эрнестину и был ей за прожитые вместе годы. в письмах к жене была заключена целая жизнь, наполненная любовью и радостью. тютчеву было бесконечно жаль свою жену, но в то же время он ничего не мог поделать со своим сердцем, которое полюбило другую.
в последней строфе появляется сам лирический герой, который наблюдает за убитой горем женщиной. он не знает, что можно сказать или сделать в такой безвыходной ситуации. все нежные и полные любви слова на его глазах превращаются в прах, а извинения бесполезны. тютчев также испытывает страдания, но понимает, что убитую любовь уже не вернуть. от жалости к жене автор готов встать перед ней на колени, но это ничего не изменит. сожжение любовных писем можно сравнить с убийством человека, которого, как и прошедшую любовь, невозможно воскресить.
эрнестину так и не простила тютчеву измену, но ради детей согласилась не разрывать брак. поэт еще долгое время жил двойной жизнью, о чем было прекрасно известно в
Бабушка является важным человеком в жизни главного героя - мальчика Вити. Мать Вити утонула, и после ее гибели воспитание мальчика легло на плечи бабушки и дедушки:
"Когда утонула мама, бабушка не уходила с берега, ни унести, ни уговорить ее всем миром не могли."
Бабушка Вити - это уже пожилая женщина, "старый человек":
"Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека. Жалко будить, устала бабушка. Ей рано вставать."
Бабушку зовут Катериной Петровной:
"Задаст тебе Катерина Петровна! Задаст!"
О внешности бабушки известно следующее:
"Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки и крест-накрест завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука по большим праздникам и по случаю поездки в город."
"...бабушка... стала подбирать волосы, сплетать их в косу, держа тряпочку для завязки косы в зубах."
Бабушка воспитывает Витю в строгости. Мальчик слушается бабушку, так как знает, что иначе ему будет "худо":
"Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо."
"Улизнуть не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки наперед."
Строгая бабушка требует от Вити "отчет и расчет" за его проступки:
"Грустно. Тоска на сердце — предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет."
"Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство. Но обошлось."
Витя знает, что ему не отделаться враньем и слезами от бабушки, как это делают соседские дети:
"Я и сам знал, что им-то, левонтьевским, «ха-ха!», а мне «хо-хо!». Бабушка моя, Катерина Петровна, не тетка Васеня, от нее враньем, слезами и разными отговорками не отделаешься."
Когда Витя поступает плохо, бабушка кричит на него и иногда даже "поддает", то есть бьет:
"...бабушка только кричит, еще нет-нет да поддаст — у нее не задержится."
"Ну разок и щелкнет, так что за беда! За такое дело и не разок можно…" (щелкнет - то есть ударит)
Бабушка держит внука в строгости, потому что не хочет вырастить из него арестанта и мошенника. Старушка не одобряет дружбу Вити с левонтьевскими ребятами, которые учат Витю плохому:
"А он уж мошенничат! Че потом из него будет? Жиган будет! Вечный арестант! Я вот еще левонтьевских, пятнай их, в оборот возьму! Это ихняя грамота!..
Бабушка зарабатывает на жизнь тем, что собирает ягоды в тайге (в основном землянику) и продает ее в городе. Так делают многие местные жители:
"Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник."
"...сплавала, слава Тебе, Господи, ягоденки продала сходно..."
Бабушка - шумная, громкая женщина. Кажется, что она "гремит", а не разговаривает:
"Нечего куски выглядывать, — гремела она."
"Своих вечно потачил! — гремела бабушка. — Теперь этого!.."
Бойкая бабушка кричит не только на внука, но и на своего мужа, дедушку Вити. Старушке не нравится, что дед балует внука:
"Бабушка и на него кричит: «Потатчик! Своим всю жизнь потачил, теперь этого!..»..."
За бойкий характер дедушка называет бабушку "генералом":
"...не оставлять горемычного внука один на один с «генералом» — так он в сердцах или в насмешку называет бабушку."
Бабушка - трудолюбивая и энергичная женщина. За день она успевает сделать множество дел:
"В это утро к нам приходило много людей, и всех бабушка задерживала, чтоб поведать: «А мой-то! Малой-то!» И это ей нисколько не мешало исполнять домашние дела — она носилась взад-вперед, доила корову, выгоняла ее к пастуху, вытряхивала половики, делала разные свои дела..."
Бабушка не любит пьяниц и лентяев. Так например, она ругает соседа Левонтия за его безделье и любовь к вину:
"...бабушка корила его в окно за безделье, перечисляла работу, которую он должен был, по ее разумению, сделать в доме и вокруг дома..."
"Бабушка еще долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, который, по ее убеждению, хлеба не стоил, а вино жрал..."
Бабушка любит рассказывать свои новости знакомым и узнавать новости села, которые она пропустила, пока была в городе. Так, она рассказывает всему селу о том, как ее обманул внук:
"Не вытерпит, чтобы не поделиться новостями, почерпнутыми в городе, и узнать те новости, которые свершились без нее на селе..."
Несмотря на мошенничество Вити, бабушка дарит ему долгожданный пряник в виде коня с розовой гривой:
"Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой."
Став взрослым человеком, Витя по-прежнему вспоминает этого коня с розовой гривой как символ бабушкиной любви и доброты