Тринадцатилетний мальчик Васютка Шадрин, заблудился в тайге, но духом не упал, вспомнив, что отец с дедом всегда говорили: "Тайга, наша кормилица, хлипких не любит". Тайга кормила и согревала мальчика. Конечно, ему очень ружьё и спички. Васютка собирал валежник и мох, разжигал костёр, грелся у огня и запекал в угольях подстреленных птиц. Щёлкал кедровые орешки, лакомился смородиной. Из рассказов охотников и рыболовов он знал, что в хвойной тайге встречаются лиственные лесополосы и растут они вдоль воды: ручьёв и речек. Когда он нашёл такую лесополосу, то очень обрадовался, поняв, что по ней можно выйти к воде. Так и случилось: он вышел к озеру, где подстрелил парочку уток. В озере мальчик увидел белую речную, а не озёрную, рыбу. А когда одна из застреленных уток, оставшихся на воде, отплыла в безветренную погоду от места падения, то Васютка понял, что озеро проточное и, скорее всего, соединяется рекой с Енисеем. Обойдя озеро, мальчик нашёл речку и по её берегу вышел к Енисею, где его подобрал проплывавший мимо бот. Так знание природы и использование её подсказок Васютке выжить и выбраться из тайги.
Готовя свой итоговый сборник, Заболоцкий во главу раздела «Стихотворения (1932-1958)» выдвинул, нарушая хронологический принцип, стихотворение 1947 года «Я не ищу гармонии в природе» . В нем Заболоцкий рассматривает картину мира, представлявшуюся поэту «захватывающей темой для воображения» . Представленный в стихотворении вечерний пейзаж вызывает устойчивую ассоциацию с успокоением беспорядочной, разнонаправленной деятельности природы, сознающей свое несовершенство. Эмоциональный центр картины сосредоточен на «воде» (река, озеро) . Вода – один из древнейших символов «обновления» . Смысл обновления раскрывается в предпоследней строфе, в которой вводится идея «второй природы» : И снится ей блестящий вал турбины, И мерный звук разумного труда… В программном стихотворении «Я не ищу гармонии в природе» грезы «дикой природы » о переходе в качественно иное состояние, осуществляемом под руководством человеческого разума, переданы Заболоцким в весьма любопытном сравнении: Так… . Безумная, но любящая мать Таит в себе высокий мир дитяти, Чтоб вместе с сыном солнце увидать. Ключевые слова уже сами по себе адресуют к канону богородичных икон, а указание поэта на «высокий мир дитяти» превращает эту параллель из произвольной в необходимую. Среди поэтических «образцов» едва ли не самый близкий кругу мысли Заболоцкого найдем у Пушкина, в картине, которой он «желал быть вечно зритель» : Пречистая и наш божественный Она с величием, он с разумом в очах… Если ранний Н. А. Заболоцкий идеализировал природу, то в этом стихотворении отношение к ней иное, поскольку в самой по себе природе господствует "дикая свобода, где от добра неотделимо зло". Но отсюда не следует, что поздний Н. А. Заболоцкий перестанет восхищаться красотой природы .
В нем Заболоцкий рассматривает картину мира, представлявшуюся поэту «захватывающей темой для воображения» .
Представленный в стихотворении вечерний пейзаж вызывает устойчивую ассоциацию с успокоением беспорядочной, разнонаправленной деятельности природы, сознающей свое несовершенство. Эмоциональный центр картины сосредоточен на «воде» (река, озеро) . Вода – один из древнейших символов «обновления» . Смысл обновления раскрывается в предпоследней строфе, в которой вводится идея «второй природы» :
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда…
В программном стихотворении «Я не ищу гармонии в природе» грезы «дикой природы » о переходе в качественно иное состояние, осуществляемом под руководством человеческого разума, переданы Заболоцким в весьма любопытном сравнении:
Так… .
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
Ключевые слова уже сами по себе адресуют к канону богородичных икон, а указание поэта на «высокий мир дитяти» превращает эту параллель из произвольной в необходимую. Среди поэтических «образцов» едва ли не самый близкий кругу мысли Заболоцкого найдем у Пушкина, в картине, которой он «желал быть вечно зритель» :
Пречистая и наш божественный
Она с величием, он с разумом в очах…
Если ранний Н. А. Заболоцкий идеализировал природу, то в этом стихотворении отношение к ней иное, поскольку в самой по себе природе господствует "дикая свобода, где от добра неотделимо зло". Но отсюда не следует, что поздний Н. А. Заболоцкий перестанет восхищаться красотой природы .