В Тульской губернии, в Епифанском уезде, есть деревня «Иван-озеро», и в самой деревне есть озеро. Из озера вытекают в разные стороны два ручья. Один ручей так узок, что через него перешагнуть можно. Этот ручей называют Дон. Другой ручеек широкий, и его называют Шат.
Дон идет все прямо, и чем дальше он идет, тем шире становится.
Шат вертится с одной стороны на другую. Дон через всю Россию и впал в Черное море. В нем много рыбы, и по нем ходят барки и пароходы.
Шат зашатался, не вышел из Тульской губернии и впал в реку Упу».
С такими смысловыми объяснениями чаще всего приходится сталкиваться при попытке расшифровать то или иное географическое название. Почему «Шат»? Да потому, что он не идет, а шатается из стороны в сторону. А «Дон» иное дело. Слышите, как звучит слово - будто удар колокола: дон! дон!
В той же Тульской губернии, названной по имени главного губернского города, стоящего на реке Упе при впадении в нее речки Тулицы, можно было услышать такое объяснение : «Река Ту лица по лесам тулится. Лесами в древности наш край славился, и речка эта самая в дремучих лесах тулилась, пряталась. Отсюда ей и название пошло».
Насчет лесов спорить, конечно, не приходится. Леса под Тулой были знаменитые, недаром же здесь находилась оборонительная линия - тульские засеки. Да и сейчас еще можно встретить на земле Тульской области остатки этих лесов. Но происхождение названия речки от русского глагола «тулиться», то есть прятаться, скрываться, хорониться, весьма сомнительно, как сомнительно и предположение В. И. Даля, не лишенное, впрочем, остроумия: он полагал, что название города произошло от слова «тула», записанного им в бывшей Саратовской губернии и означавшего скрытное, недоступное место, затулье, притулье, для защиты, приюта или заточения.
Коренные народы Хабаровского края обладают замечательными образцами устного народного творчества, передаваемыми из поколения в поколение. В многочисленных преданиях и легендах особое место уделено тигру – хозяину тайги. Согласно удэгейской легенде, два охотника пошли в тайгу, чтобы добыть птенцов орла. В их поисках они забрались высоко на скалу, откуда уже не могли спуститься самостоятельно. В отчаянии они стали просить бога о и в ответ на их мольбу, вдруг неизвестно откуда появился тигр и осторожно снял охотников со скалы. По нанайской же легенде, охотники, оставшись без оружия и еды, долго бродили по тайге, пока совсем не выбились из сил. В отчаянии, они встали на колени и обратились к духу тигра: -Отец нам, неужели ты не видишь, что мы умираем? Тотчас после их слов, громко затрещали сучья деревьев, и из таежной чащи появился тигр с косулей в зубах. Бросив косулю к ногам охотников, тигр растворился в тайге. Охотники не хотели притрагиваться к косуле, задавленной тигром, но тут из чащи раздался голос тигра, прокричавший человеческим голосом: - Берите мясо косули, не то умрете с голоду! Охотники последовали его словам, поели мяса косули и благополучно вернулись в деревню. Очень красивая нанайская легенда связана с горой Шаманкой, расположенной недалеко от села Верхняя Эконь. Согласно легенде, скала на берегу является на самом деле окаменевшей под воздействием магии великой шаманкой здешних мест. Если приглядеться к скале, то можно увидеть очертания лица, а дотронувшись к ней, можно почувствовать исходящее тепло. Действительно, температура скалы на 10° превышает температуру окружающих камней, что пока не нашло научного объяснения. Цветов, растущих на горе, не встретишь более негде в округе и замечено: стоит сорвать хотя бы один цветок, как погода обязательно поменяется. Местные нанайцы говорят: шаманка при жизни очень любила украшения и даже после смерти не хочет ими делиться. Другая нанайская легенда объясняет происхождение петроглифов в Хабаровском крае. Согласно ней, в времена существовало три солнца, чей совместный жар выжигал все живое – рыбы попрятались на дно рек, а животные ушли в землю. Жить людям было невозможно. Изменить положение решился охотник по имени Хадо, который взял лук и стрелы и пошел на север. Вырыв в тайге яму, он спрятался в ней и стал ждать восхода солнц. Дождавшись их восхода, он сбил первое и третье, которые скатились с небосвода. Осталось на небе только второе солнце, а на землю сошла долгожданная прохлада. И решили люди запечатлить на остывающих, еще мягких, камнях свою историю и культуру в петроглифах. По другой нанайской легенде происхождение петроглифов Сикачи-Аляна объясняется иначе. В Земля была настолько горяча, что камни плавились от жары. А боги забавлялись и рисовали пальцами на камнях. Великий охотник Землю от жара, а петроглифы- рисунки богов так и остались на память
Дон идет все прямо, и чем дальше он идет, тем шире становится.
Шат вертится с одной стороны на другую. Дон через всю Россию и впал в Черное море. В нем много рыбы, и по нем ходят барки и пароходы.
Шат зашатался, не вышел из Тульской губернии и впал в реку Упу».
С такими смысловыми объяснениями чаще всего приходится сталкиваться при попытке расшифровать то или иное географическое название. Почему «Шат»? Да потому, что он не идет, а шатается из стороны в сторону. А «Дон» иное дело. Слышите, как звучит слово - будто удар колокола: дон! дон!
В той же Тульской губернии, названной по имени главного губернского города, стоящего на реке Упе при впадении в нее речки Тулицы, можно было услышать такое объяснение : «Река Ту лица по лесам тулится. Лесами в древности наш край славился, и речка эта самая в дремучих лесах тулилась, пряталась. Отсюда ей и название пошло».
Насчет лесов спорить, конечно, не приходится. Леса под Тулой были знаменитые, недаром же здесь находилась оборонительная линия - тульские засеки. Да и сейчас еще можно встретить на земле Тульской области остатки этих лесов. Но происхождение названия речки от русского глагола «тулиться», то есть прятаться, скрываться, хорониться, весьма сомнительно, как сомнительно и предположение В. И. Даля, не лишенное, впрочем, остроумия: он полагал, что название города произошло от слова «тула», записанного им в бывшей Саратовской губернии и означавшего скрытное, недоступное место, затулье, притулье, для защиты, приюта или заточения.
Согласно удэгейской легенде, два охотника пошли в тайгу, чтобы добыть птенцов орла. В их поисках они забрались высоко на скалу, откуда уже не могли спуститься самостоятельно. В отчаянии они стали просить бога о и в ответ на их мольбу, вдруг неизвестно откуда появился тигр и осторожно снял охотников со скалы.
По нанайской же легенде, охотники, оставшись без оружия и еды, долго бродили по тайге, пока совсем не выбились из сил. В отчаянии, они встали на колени и обратились к духу тигра: -Отец нам, неужели ты не видишь, что мы умираем? Тотчас после их слов, громко затрещали сучья деревьев, и из таежной чащи появился тигр с косулей в зубах. Бросив косулю к ногам охотников, тигр растворился в тайге. Охотники не хотели притрагиваться к косуле, задавленной тигром, но тут из чащи раздался голос тигра, прокричавший человеческим голосом: - Берите мясо косули, не то умрете с голоду! Охотники последовали его словам, поели мяса косули и благополучно вернулись в деревню.
Очень красивая нанайская легенда связана с горой Шаманкой, расположенной недалеко от села Верхняя Эконь. Согласно легенде, скала на берегу является на самом деле окаменевшей под воздействием магии великой шаманкой здешних мест. Если приглядеться к скале, то можно увидеть очертания лица, а дотронувшись к ней, можно почувствовать исходящее тепло. Действительно, температура скалы на 10° превышает температуру окружающих камней, что пока не нашло научного объяснения. Цветов, растущих на горе, не встретишь более негде в округе и замечено: стоит сорвать хотя бы один цветок, как погода обязательно поменяется. Местные нанайцы говорят: шаманка при жизни очень любила украшения и даже после смерти не хочет ими делиться.
Другая нанайская легенда объясняет происхождение петроглифов в Хабаровском крае. Согласно ней, в времена существовало три солнца, чей совместный жар выжигал все живое – рыбы попрятались на дно рек, а животные ушли в землю. Жить людям было невозможно. Изменить положение решился охотник по имени Хадо, который взял лук и стрелы и пошел на север. Вырыв в тайге яму, он спрятался в ней и стал ждать восхода солнц. Дождавшись их восхода, он сбил первое и третье, которые скатились с небосвода. Осталось на небе только второе солнце, а на землю сошла долгожданная прохлада. И решили люди запечатлить на остывающих, еще мягких, камнях свою историю и культуру в петроглифах.
По другой нанайской легенде происхождение петроглифов Сикачи-Аляна объясняется иначе. В Земля была настолько горяча, что камни плавились от жары. А боги забавлялись и рисовали пальцами на камнях. Великий охотник Землю от жара, а петроглифы- рисунки богов так и остались на память