Народы Башкортостана вместе с прогрессивной общественностью с волнением и нетерпением ждут юбилейную дату 450-летия добровольного вхождения башкир в состав Российского государства. В лице России башкиры нашли могучего и надежного покровителя в многовековой борьбе с ногайцами, калмыками и казахами. При этом они сохранили вотчинное право на свои земли, незыблемость внутреннего самоуправления и религии. Россия без политического напряжения и материальных затрат, без военных действий и жертв приобрела огромную территорию с населением, дружественно настроенным к ней и готовым нести службу по охране ее юго-восточных границ. Добровольное вхождение башкир в состав Русского государства сделало реальным соприкосновение двух континентов — Европы и Азии, двух миров — славянского и тюркского, двух мировых религий — христианства и ислама. Именно в Историческом Башкортостане происходил многовековой исторический процесс их взаимной адаптации. Поэтому сегодня Республика Башкортостан является политически наиболее стабильным регионом Российской Федерации. Таким образом, добровольное вхождение Башкирии в состав Русского государства в середине XVI века было выдающимся историческим событием, сыгравшим не только судьбоносное значение для башкир, но и огромную роль в истории России и Евразии, славянских и тюркских народов. Издание Указа Президента РФ о праздновании 450-летия добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству и начало масштабных подготовительных мероприятий к этой юбилейной дате навели на мысль о том, что мы до сих пор не располагаем достоверными первоисточниками, бесспорно подтверждающими добровольный характер принятия башкирами российского подданства. Занимаясь проблемами истории Башкортостана XVII—XVIII веков, многократно приходилось в архивных фондах иметь дела с копиями жалованных грамот Ивана IV башкирам и оберегательных грамот московских царей XVII—XVIII веков. Поэтому автором статьи была предпринята инициатива поиска этих документов, разбросанных по многим фондам центральных и местных архивохранилищ, в публикациях дореволюционных и советских авторов. В поисках документов большую поддержку оказал ректор Башкирского государственного университета, профессор Мухамет Хадисович Харрасов, который представил возможность поездки в Москву и другие города. Активно работали в архивных фондах аспиранты Рамиль Рахматов, Салават и Айгуль Кулбахтины, сотрудник ЦГИА РБ Зуфар Гатиятуллин. Подлинных жалованных грамот нам пока не удалось найти. Но в результате упорных поисков обнаружены несколько копий жалованных грамот Ивана Грозного и около двух десятков оберегательных грамот башкирам русских царей XVI—XIX веков, которые и предлагаем вниманию читателей. Но прежде необходимо кратко изложить состояние изученности темы добровольного вхождения башкир в состав Российского государства и ее отражение в источниках.
Радонежскому в детстве очень плохо давалась грамота. То ли учителя были бестолковые, то ли сам мальчик больше думал о баловстве, но долгое время Варфоломей никак не мог освоить даже самые азы азбуки.
Возможно так и остался бы Варфоломей безграмотным пастушонком, если бы не чудесный случай в корне перевернувший его жизнь. Этот случай многие относят к преданиям и нам действительно не известно имел ли действительно место.
Но говорят, встретил однажды Варфоломей святого старца с ним, принял от старца кусочек просфоры и получил предсказание, что знать он грамоту будет лучше других.
После этого случая Варфоломей действительно стал учиться лучше, увлекся изучением святого писания и стал одним из самых образованных людей страны, прославившись под именем Сергея Радонежского.
Добровольное вхождение башкир в состав Русского государства сделало реальным соприкосновение двух континентов — Европы и Азии, двух миров — славянского и тюркского, двух мировых религий — христианства и ислама. Именно в Историческом Башкортостане происходил многовековой исторический процесс их взаимной адаптации. Поэтому сегодня Республика Башкортостан является политически наиболее стабильным регионом Российской Федерации.
Таким образом, добровольное вхождение Башкирии в состав Русского государства в середине XVI века было выдающимся историческим событием, сыгравшим не только судьбоносное значение для башкир, но и огромную роль в истории России и Евразии, славянских и тюркских народов.
Издание Указа Президента РФ о праздновании 450-летия добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству и начало масштабных подготовительных мероприятий к этой юбилейной дате навели на мысль о том, что мы до сих пор не располагаем достоверными первоисточниками, бесспорно подтверждающими добровольный характер принятия башкирами российского подданства. Занимаясь проблемами истории Башкортостана XVII—XVIII веков, многократно приходилось в архивных фондах иметь дела с копиями жалованных грамот Ивана IV башкирам и оберегательных грамот московских царей XVII—XVIII веков. Поэтому автором статьи была предпринята инициатива поиска этих документов, разбросанных по многим фондам центральных и местных архивохранилищ, в публикациях дореволюционных и советских авторов.
В поисках документов большую поддержку оказал ректор Башкирского государственного университета, профессор Мухамет Хадисович Харрасов, который представил возможность поездки в Москву и другие города. Активно работали в архивных фондах аспиранты Рамиль Рахматов, Салават и Айгуль Кулбахтины, сотрудник ЦГИА РБ Зуфар Гатиятуллин. Подлинных жалованных грамот нам пока не удалось найти. Но в результате упорных поисков обнаружены несколько копий жалованных грамот Ивана Грозного и около двух десятков оберегательных грамот башкирам русских царей XVI—XIX веков, которые и предлагаем вниманию читателей. Но прежде необходимо кратко изложить состояние изученности темы добровольного вхождения башкир в состав Российского государства и ее отражение в источниках.
Возможно так и остался бы Варфоломей безграмотным пастушонком, если бы не чудесный случай в корне перевернувший его жизнь. Этот случай многие относят к преданиям и нам действительно не известно имел ли действительно место.
Но говорят, встретил однажды Варфоломей святого старца с ним, принял от старца кусочек просфоры и получил предсказание, что знать он грамоту будет лучше других.
После этого случая Варфоломей действительно стал учиться лучше, увлекся изучением святого писания и стал одним из самых образованных людей страны, прославившись под именем Сергея Радонежского.