Разумеется, факт ослепления главного героя в рамках общей нравственно-философской концепции произведения далеко не случаен. Даже Мальцева, не склонный, как кажется поначалу, к глубоким раздумьям над тайнами земного бытия, улавливает некую закономерность в том, что произошло с Мальцевым: “...я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека: я почувствовал тайный, неуловимый расчёт этих сил – в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня <...> я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей”. Обсуждение этого заявления рассказчика позволяет подвести учащихся к постановке серьёзной философской проблемы: человек в противоборстве со стихийными, непознанными силами природы. Рассказчик не может дать объяснения, почему “эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей”.
Маленькая девочка Леля дарит собаке любовь, даже несмотря на то что та умудряется оторвать целый кусок от подола ее платья. Добродушная девочка становится первой, кому удается приручить запуганную и недоверчивую дворнягу. Леля была против того, чтобы оставлять собаку одну на даче, но её мама не разрешила взять Кусаку, ведь это всего лишь дворняжка. . И когда она пообещала Лёле красивого породистого пса, девочка согласилась оставить Кусаку и, уезжая в город, даже не попрощалась с ней. Оставленная собака страдала и горестно выла. Кусака вновь осталась одна на даче. Но теперь жизнь собаки стала ещё тяжелей, поскольку она вновь оказалась брошена теми людьми, которых любила и которым доверяла. Истинная доброта распространяется на всё живое, в том числе и на братьев наших меньших. Л. Н. Андреев ставит проблему ответственности человека перед животными, которых он приручил. Читая рассказ, понимаешь, что подаренное, а затем отнятое добро превращается в ещё большее зло, а обманутая любовь приводит к трагедии.
Леля была против того, чтобы оставлять собаку одну на даче, но её мама не разрешила взять Кусаку, ведь это всего лишь дворняжка. .
И когда она пообещала Лёле красивого породистого пса, девочка согласилась оставить Кусаку и, уезжая в город, даже не попрощалась с ней. Оставленная собака страдала и горестно выла.
Кусака вновь осталась одна на даче. Но теперь жизнь собаки стала ещё тяжелей, поскольку она вновь оказалась брошена теми людьми, которых любила и которым доверяла.
Истинная доброта распространяется на всё живое, в том числе и на братьев наших меньших. Л. Н. Андреев ставит проблему ответственности человека перед животными, которых он приручил. Читая рассказ, понимаешь, что подаренное, а затем отнятое добро превращается в ещё большее зло, а обманутая любовь приводит к трагедии.