Шестнадцатилетняя девочка уже давно живёт в доме отдыха на Балтийском берегу, у Риги. Она болеет и начинает выходить из дома лишь на четвёртый день. Ей нравятся сосновые леса и замёрзшее у берега море. Как все выздоравливающие, девочка беспричинно счастлива. Она подолгу гуляет, и всё окружающее кажется ей сказочным.
Однажды девочку замечает молодой, сухощавый лыжник. Она пугливо спешит пройти, а лыжник долго смотрит ей вслед. Потом он часто приезжает на место их встречи, но её больше не видит.
По ночам, во сне, девочка летает над холмами под тихую музыку, и сердце её замирает от страха и восторга. С ней происходит что-то непонятное и необычное. Она наслаждается одиночеством и почти не отвечает на письма.
Вечерами в гостиной дома отдыха растапливают камин. Девочка любит сидеть там, пока все отдыхающие в столовой, смотреть на огонь и подбирать на рояле приснившуюся мелодию.
В последнее время девочку привлекает пустой дом с мезонином, стоящий неподалёку. Участок его особенно велик, он обнесён особенно высоким забором. Окно в мезонине не закрыто ставнями, а под ним к стене прибиты рога оленя. Девочка называет этот дом «Оленьи Рога», приходит к нему каждый день, «садится на пень и замирает».
Стихотворение о войне. Но написано оно спустя 20 лет после её начала – в 1961г. Почти все глаголы стоят в настоящем времени, но по интонации, настроению стихотворения мы понимаем, что перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, осмысляющего свою военную юность.
Стихотворение очень интересно построено. Кольцевая композиция: две первые и последняя строфы представляют собой как бы крупный план, дают картину, обобщение. Три центральные строфы – картина воспоминание, передающая авторское отношение себя зрелого к себе юному.
Вчитаемся в каждую часть.
Первые 2 строфы – общая картина сурового военного времени. Очень выразительна первая строфа. Слово «роковые» . Оно многозначно: трудные, страшные, тревожные, отнявшие много жизней. По звучанию ассоциируется с разрывом снаряда, эхом после него. Автор создает картину военного времени (войска, фронт, смерть, дорога) , а дальше каждый переживший войну дополняет её своими представлениями, воспоминаниями. Поэтому и стоит многоточие.
Во 2-ой части поэт обращается к себе тогдашнему. Выхвачен эпизод войны, напоминающий фотографию: «А это я на полустанке» . Кругом война, горе, но 20 лет берут своё. Основная интонация – доброе, чуть ироничное отношение к себе, юному, наивному, самоуверенному.
3 часть. Шестая строфа – чёткий ритм, обилие глаголов в времени – всё это почувствовать обобщение сливаются судьбы страны и героя.
Шестнадцатилетняя девочка уже давно живёт в доме отдыха на Балтийском берегу, у Риги. Она болеет и начинает выходить из дома лишь на четвёртый день. Ей нравятся сосновые леса и замёрзшее у берега море. Как все выздоравливающие, девочка беспричинно счастлива. Она подолгу гуляет, и всё окружающее кажется ей сказочным.
Однажды девочку замечает молодой, сухощавый лыжник. Она пугливо спешит пройти, а лыжник долго смотрит ей вслед. Потом он часто приезжает на место их встречи, но её больше не видит.
По ночам, во сне, девочка летает над холмами под тихую музыку, и сердце её замирает от страха и восторга. С ней происходит что-то непонятное и необычное. Она наслаждается одиночеством и почти не отвечает на письма.
Вечерами в гостиной дома отдыха растапливают камин. Девочка любит сидеть там, пока все отдыхающие в столовой, смотреть на огонь и подбирать на рояле приснившуюся мелодию.
В последнее время девочку привлекает пустой дом с мезонином, стоящий неподалёку. Участок его особенно велик, он обнесён особенно высоким забором. Окно в мезонине не закрыто ставнями, а под ним к стене прибиты рога оленя. Девочка называет этот дом «Оленьи Рога», приходит к нему каждый день, «садится на пень и замирает».
Объяснение:
Анализ стихотворения Д. Самойлова «Сороковые»
Стихотворение о войне. Но написано оно спустя 20 лет после её начала – в 1961г. Почти все глаголы стоят в настоящем времени, но по интонации, настроению стихотворения мы понимаем, что перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, осмысляющего свою военную юность.
Стихотворение очень интересно построено. Кольцевая композиция: две первые и последняя строфы представляют собой как бы крупный план, дают картину, обобщение. Три центральные строфы – картина воспоминание, передающая авторское отношение себя зрелого к себе юному.
Вчитаемся в каждую часть.
Первые 2 строфы – общая картина сурового военного времени. Очень выразительна первая строфа. Слово «роковые» . Оно многозначно: трудные, страшные, тревожные, отнявшие много жизней. По звучанию ассоциируется с разрывом снаряда, эхом после него. Автор создает картину военного времени (войска, фронт, смерть, дорога) , а дальше каждый переживший войну дополняет её своими представлениями, воспоминаниями. Поэтому и стоит многоточие.
Во 2-ой части поэт обращается к себе тогдашнему. Выхвачен эпизод войны, напоминающий фотографию: «А это я на полустанке» . Кругом война, горе, но 20 лет берут своё. Основная интонация – доброе, чуть ироничное отношение к себе, юному, наивному, самоуверенному.
3 часть. Шестая строфа – чёткий ритм, обилие глаголов в времени – всё это почувствовать обобщение сливаются судьбы страны и героя.
Седьмая строфа – повтор строк.
Объяснение: