Жила-была старуха, и был у неё петух. Кривоглазый и кривобокий, а такой забияка, такой задира, каких и на свете ещё не бывало. На своём дворе не с кем драться, так он всё на чужой двор норовит. Цыплёнка увидит — за цыплёнком погонится. На курицу наскочит — от той только пух и перья летят. А с петухом по встречается — тут уж по всем петушиным правилам пойдёт бой. Всех кривоглазый задирает, а к нему попробуй-ка сунься! Чуть что — заорёт во всё горло: — Не тронь меня, не тронь! Не с вашего я двора! Не ваш я петух! Старухин! И бочком-бочком — к старухину дому. А старухе-то и самой надоел петух. Что ни день — прибегают к ней соседки. Одна кричит: — Уйми ты своего забияку! Он моему котёнку чуть глаз не выклевал! Другая жалуется: — Твой петух мою наседку с яиц согнал! Третья чуть не плачет: — Налетел твой кривоглазый, цыплят распугал, кормушку опрокинул, воду разлил. Наконец не вытерпела старуха и говорит петуху: — Убирайся куда знаешь. Чтобы и духу твоего не было на моём дворе! Обиделся петух: — Ну что ж, и уйду! Думаешь, не проживу без тебя? Стал петух один жить. Днём по всему селу разгуливает, зёрна подбирает, ночью в стогу сена спит. Как-то раз на заре вышла лиса поохотиться. Видит — стоит в поле стог сена, а в стогу петух. Обрадовалась лиса, схватила петуха — и в лес, к своей норе. А в ту пору старухин сосед свою полосу боронил. Смотрит — бежит мимо лиса, а в зубах у неё петух. Поднял сосед палку — и за лисой. — Брось петуха! — кричит. — Брось петуха! Тут хитрый петух скосил на лису свой единственный глаз да и говорит ей: — Что ты терпишь, лиса? Ведь не в свое дело мужик нос суёт. Не его я петух! Старухин. Хотела было лиса остановиться, закричать на мужика, да раздумала, дальше побежала. А старухин сосед не отстаёт: — Отдай, рыжая, петуха! Отдай! И петух не унимается: — Что это ты, лиса! Он тебя ругает, а ты молчишь! Верно, он сам на меня, на чужого петуха, позарился! Не стерпела тут лиса. Повернулась к старухиному соседу и давай его бранить: — Ну чего привязался? Чего не в своё дело суёшься? Ведь не твой петух! Старухин. Сначала своих кур-петухов заводи, а потом на нас, честных лис, покрикивай! Так разошлась лиса, что и остановиться не может. Наконец вспомнила про петуха. Глянула — а его и след простыл. Смеются на поле люди: — Ну и петух! Вон как лису одурачил! Обида взяла лису. И поклялась она никогда больше с людьми не разговаривать. С тех пор как увидит лиса человека, отвернёт морду и прочь бежит.
Тема любви человека к собственной Родине, той любви, которая позволяет героям приобретать неутомимость и храбрость в бою и идти ради нее на смертный подвиг. Тема эта проходит «красной нитью» через сотни рассказов и десятки повестей. «Это моя родина, моя родная земля, мое отечество - и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем моя любовь к тебе» . Приведенная здесь цитата из рассказа-воззвания А. Толстого «Что мы защищаем» характерна в большей степени для первого этапа войны, этапа 1941-42 гг. Сродни этому высказыванию и цитата из «Науки ненависти» М. Шолохова: «И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков». Однако, после победы в Сталинградском сражении данная тематика приобретает интимно-лирическое звучание. Например, в романе «Они сражались за Родину» образ родины воплощается в опаленном колосе, сорванном героем на краю сожженного поля: «Звягинцев понюхал колос, невнятно Милый ты мой, до чего же ты прокоптился! Дымом-то от тебя воняет как от цыгана… Вот что с тобой проклятый немец, окостенелая душа, сделал» . Так же и герой рассказа «Дерево Родины», написанного А. Платоновым в 1943 году обращается к родине-земле со словами: «Полежи и отдохни, - говорил пустой земле красноармеец Трофимов, - после войны я сюда по обету приду, я тебя запомню и всю тебя сызнова вспашу, и ты опять рожать начнешь; не скучай ты не мертвая» В конце 30-х гг. в Советской стране полностью возобладал тоталитаризм. Его формированию, утверждению сталинизма как единственно верной доктрины коммунистического созидания во многом публицистика. Всей своей деятельностью она содействовала проведению авторитарной идеологии, идеологической подготовке населения к предстоящей войне. В предвоенные годы воздействие прессы на массы усилилось. В эти годы продолжался процесс дифференциации печати, расширения ее многонациональной структуры. Усилия советской публицистики были направлены на укрепление оборонной мощи страны. Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала перестройки печати на военный лад.Проблематика советской публицистики периода Великой Отечественной войны чрезвычайно многообразна. Но центральными оставались несколько тематических направлений: освещение военного положения страны и боевых действий Советской Армии; всесторонний показ героизма и мужества советских людей на фронте и в тылу у врага; тема единства фронта и тыла; характеристика военных действий Советской Армии на территориях европейских стран, освобождаемых от фашистской оккупации, и Германии.
На своём дворе не с кем драться, так он всё на чужой двор норовит. Цыплёнка увидит — за цыплёнком погонится. На курицу наскочит — от той только пух и перья летят. А с петухом по
встречается — тут уж по всем петушиным правилам пойдёт бой.
Всех кривоглазый задирает, а к нему попробуй-ка сунься! Чуть что — заорёт во всё горло:
— Не тронь меня, не тронь! Не с вашего я двора! Не ваш я петух! Старухин!
И бочком-бочком — к старухину дому.
А старухе-то и самой надоел петух. Что ни день — прибегают к ней соседки.
Одна кричит:
— Уйми ты своего забияку! Он моему котёнку чуть глаз не выклевал!
Другая жалуется:
— Твой петух мою наседку с яиц согнал!
Третья чуть не плачет:
— Налетел твой кривоглазый, цыплят распугал, кормушку опрокинул, воду разлил.
Наконец не вытерпела старуха и говорит петуху:
— Убирайся куда знаешь. Чтобы и духу твоего не было на моём дворе!
Обиделся петух:
— Ну что ж, и уйду! Думаешь, не проживу без тебя?
Стал петух один жить. Днём по всему селу разгуливает, зёрна подбирает, ночью в стогу сена спит.
Как-то раз на заре вышла лиса поохотиться. Видит — стоит в поле стог сена, а в стогу петух. Обрадовалась лиса, схватила петуха — и в лес, к своей норе.
А в ту пору старухин сосед свою полосу боронил. Смотрит — бежит мимо лиса, а в зубах у неё петух. Поднял сосед палку — и за лисой.
— Брось петуха! — кричит. — Брось петуха!
Тут хитрый петух скосил на лису свой единственный глаз да и говорит ей:
— Что ты терпишь, лиса? Ведь не в свое дело мужик нос суёт. Не его я петух! Старухин.
Хотела было лиса остановиться, закричать на мужика, да раздумала, дальше побежала.
А старухин сосед не отстаёт:
— Отдай, рыжая, петуха! Отдай!
И петух не унимается:
— Что это ты, лиса! Он тебя ругает, а ты молчишь! Верно, он сам на меня, на чужого петуха, позарился!
Не стерпела тут лиса. Повернулась к старухиному соседу и давай его бранить:
— Ну чего привязался? Чего не в своё дело суёшься? Ведь не твой петух! Старухин. Сначала своих кур-петухов заводи, а потом на нас, честных лис, покрикивай!
Так разошлась лиса, что и остановиться не может. Наконец вспомнила про петуха. Глянула — а его и след простыл.
Смеются на поле люди:
— Ну и петух! Вон как лису одурачил!
Обида взяла лису. И поклялась она никогда больше с людьми не разговаривать. С тех пор как увидит лиса человека, отвернёт морду и прочь бежит.