Соғысқа қатысқан батырларымыздың біреуін таңдап, оқшау сөздерді пайдалана отырып, Б.Момышұлы, Р.Қошқарбаев, М Мəметова, Ə. Молдағұлова, Н.Əбдіровке хат жазу
тема поэмы н. а. некрасова «мороз, красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. но, , более всего интересовал автора именно женский характер. эта поэма целиком посвящена женщине – такой, какой видел ее поэт. и здесь сразу вспоминается стихотворение некрасова «вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет свою музу «родной сестрой» крестьянки, тем самым навсегда определив свою этой теме.
«мороз, красный нос» – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта. в центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина земли». поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии.
В основе образа Мороза, красного носа лежит мифологический образ божества, которое в славянской мифологии насылало снег и морозы. От того, насколько зима будет снежной, зависело плодородие.
Это зимнее божество в сказках называется Трескуном или Студенцом, чья функция – давать награду за правильное поведение. Морозко из сказки одаривает работящую старикову дочь и наказывает старухину ленивую: все получают по заслугам.
В пословицах часто одушевляется природная стихия мороза:
от мороза краснеет нос, он щиплет за уши, “скачет по ельничкам, по березничкам”. Мороз из загадок – строитель мостов.
Литературный образ Мороза разрабатывался Одоевским. Мороз из сказки “Мороз Иванович” напоминает Госпожу Метелицу из сказки братьев Гримм. К нему можно попасть через колодец, у него с волос иней сыплется (а у Госпожи Метелицы из перин летит снег на землю).
Мороз Иванович тоже одаривает рукодельницу и воспитывает (а не убивает) ленивицу.
История создания образа в поэме
Поэма “Мороз, красный нос” состоит из двух частей. Первая часть поэмы называется “Смерть крестьянина”,
а вторая, как и вся поэма, – “Мороз, красный нос”. Именно во второй части появляется герой, который вынесен в название поэмы.
Первоначальный вариант поэмы назывался “Смерть Прокла”. В нем не было акцента на мифологическом Морозе, потому что меньшее значение играла Дарья, с которой связан сюжетно Мороз-воевода.
Образ Мороза появляется в ХХХ главе второй части. Прежде чем Мороз превращается в личность, он становится причиной смерти Прокла, застрявшего в сугробе и замерзшего снежной зимой. Мороз покушается на детей Дарьи, остужая ее избу.
Именно мороз заставляет ее идти в лес за дровами.
Дарья – воительница, она борется за жизнь своей семьи, Прокла и детей. Она не собирается сдаваться и, несомненно, победила бы в борьбе, если бы Мороз не явился к ней лично.
Сущность Мороза
Глава ХХХ начинается зимним пейзажем. Мороз в ней олицетворен. Он – грозный воевода, который осматривает свои владения.
Некрасов использует самое древнее фольклорное сравнение – отрицательное: “Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои”.
Приложение воевода – это метафора. Против кого же воюет Мороз? Против всего, что не захватила зима: голой земли, голых веток.
Мороз-воевода воюет против самой жизни.
Мифологический Мороз обладает волшебными свойствами: он умеет шагать по деревьям, трещать по замерзлой воде. Именно так он оказывается над головой Дарьи, остановившейся у высокой сосны.
В этот момент его образ становится антро появляется портрет: у него косматая борода, он седой, держит в руках палицу (в конце поэмы – булаву).
Характер Мороза
В песне Мороза раскрывается его характер: он хвастается своими победами над водоемами: морями-окиянами и реками. Живую, подвижную воду Мороз превращает в неживые дворцы и мосты, “каких не построит народ”. Мороз глумится над мертвецами, замораживая им кровь и леденя мозг, смеется над живыми и пугает их без разбора: и седоков, и коней, и воров, и пьяных, и баб.
Мороз дурачит людей, белит им рожи и примораживает бороды. Так что характер у Мороза несимпатичный: хвастливый, насмешливый и задиристый.
Зато Мороз богат: “Богат я, казны не считаю”. Мороз предлагает Дарье стать его царицей и обещает: “Приголублю, согрею, дворец отведу голубой”. Здесь Мороз выступает в роли бога Аида, который похитил богиню плодородия Персефону, вынужденную одну треть года жить в царстве мертвых.
Дарья, олицетворение плодородия и достатка (мать двоих детей, носящая третьего) готова перейти в царство мертвых.
Для того чтобы завладеть Дарьей, Мороз произносит сказочную формулу с тройным повтором: “Тепло ли тебе?” По закону сказки нужно трижды отвечать утвердительно, тогда божество наградит. А если станешь жаловаться – погибнешь. После третьего вопроса Мороз обращается в Прокла.
Именно эта уловка “седого чародея” заставила Дарью сдаться: ей стало так любо, что она закрыла глаза и заулыбалась.
Дарья медленно засыпает смертным сном, который избавляет ее от мучений: “Последние признаки муки у Дарьи исчезли с лица”. Дарья постепенно становится частью побежденной Морозом природы: “Пушисты и белы ресницы, морозные иглы в бровях… В сверкающий иней одета…”
Мороз побеждает Дарью, превращая ее в мертвую, как он побеждает все живое. Но он щедро одаривает Дарью не только мнимыми богатствами (иней и снег), но и самым дорогим, чем можно одарить человека – покоем, заменившим скорби и страсти.
тема поэмы н. а. некрасова «мороз, красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. но, , более всего интересовал автора именно женский характер. эта поэма целиком посвящена женщине – такой, какой видел ее поэт. и здесь сразу вспоминается стихотворение некрасова «вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет свою музу «родной сестрой» крестьянки, тем самым навсегда определив свою этой теме.
«мороз, красный нос» – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта. в центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина земли». поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии.
В основе образа Мороза, красного носа лежит мифологический образ божества, которое в славянской мифологии насылало снег и морозы. От того, насколько зима будет снежной, зависело плодородие.
Это зимнее божество в сказках называется Трескуном или Студенцом, чья функция – давать награду за правильное поведение. Морозко из сказки одаривает работящую старикову дочь и наказывает старухину ленивую: все получают по заслугам.
В пословицах часто одушевляется природная стихия мороза:
от мороза краснеет нос, он щиплет за уши, “скачет по ельничкам, по березничкам”. Мороз из загадок – строитель мостов.
Литературный образ Мороза разрабатывался Одоевским. Мороз из сказки “Мороз Иванович” напоминает Госпожу Метелицу из сказки братьев Гримм. К нему можно попасть через колодец, у него с волос иней сыплется (а у Госпожи Метелицы из перин летит снег на землю).
Мороз Иванович тоже одаривает рукодельницу и воспитывает (а не убивает) ленивицу.
История создания образа в поэме
Поэма “Мороз, красный нос” состоит из двух частей. Первая часть поэмы называется “Смерть крестьянина”,
а вторая, как и вся поэма, – “Мороз, красный нос”. Именно во второй части появляется герой, который вынесен в название поэмы.
Первоначальный вариант поэмы назывался “Смерть Прокла”. В нем не было акцента на мифологическом Морозе, потому что меньшее значение играла Дарья, с которой связан сюжетно Мороз-воевода.
Образ Мороза появляется в ХХХ главе второй части. Прежде чем Мороз превращается в личность, он становится причиной смерти Прокла, застрявшего в сугробе и замерзшего снежной зимой. Мороз покушается на детей Дарьи, остужая ее избу.
Именно мороз заставляет ее идти в лес за дровами.
Дарья – воительница, она борется за жизнь своей семьи, Прокла и детей. Она не собирается сдаваться и, несомненно, победила бы в борьбе, если бы Мороз не явился к ней лично.
Сущность Мороза
Глава ХХХ начинается зимним пейзажем. Мороз в ней олицетворен. Он – грозный воевода, который осматривает свои владения.
Некрасов использует самое древнее фольклорное сравнение – отрицательное: “Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои”.
Приложение воевода – это метафора. Против кого же воюет Мороз? Против всего, что не захватила зима: голой земли, голых веток.
Мороз-воевода воюет против самой жизни.
Мифологический Мороз обладает волшебными свойствами: он умеет шагать по деревьям, трещать по замерзлой воде. Именно так он оказывается над головой Дарьи, остановившейся у высокой сосны.
В этот момент его образ становится антро появляется портрет: у него косматая борода, он седой, держит в руках палицу (в конце поэмы – булаву).
Характер Мороза
В песне Мороза раскрывается его характер: он хвастается своими победами над водоемами: морями-окиянами и реками. Живую, подвижную воду Мороз превращает в неживые дворцы и мосты, “каких не построит народ”. Мороз глумится над мертвецами, замораживая им кровь и леденя мозг, смеется над живыми и пугает их без разбора: и седоков, и коней, и воров, и пьяных, и баб.
Мороз дурачит людей, белит им рожи и примораживает бороды. Так что характер у Мороза несимпатичный: хвастливый, насмешливый и задиристый.
Зато Мороз богат: “Богат я, казны не считаю”. Мороз предлагает Дарье стать его царицей и обещает: “Приголублю, согрею, дворец отведу голубой”. Здесь Мороз выступает в роли бога Аида, который похитил богиню плодородия Персефону, вынужденную одну треть года жить в царстве мертвых.
Дарья, олицетворение плодородия и достатка (мать двоих детей, носящая третьего) готова перейти в царство мертвых.
Для того чтобы завладеть Дарьей, Мороз произносит сказочную формулу с тройным повтором: “Тепло ли тебе?” По закону сказки нужно трижды отвечать утвердительно, тогда божество наградит. А если станешь жаловаться – погибнешь. После третьего вопроса Мороз обращается в Прокла.
Именно эта уловка “седого чародея” заставила Дарью сдаться: ей стало так любо, что она закрыла глаза и заулыбалась.
Дарья медленно засыпает смертным сном, который избавляет ее от мучений: “Последние признаки муки у Дарьи исчезли с лица”. Дарья постепенно становится частью побежденной Морозом природы: “Пушисты и белы ресницы, морозные иглы в бровях… В сверкающий иней одета…”
Мороз побеждает Дарью, превращая ее в мертвую, как он побеждает все живое. Но он щедро одаривает Дарью не только мнимыми богатствами (иней и снег), но и самым дорогим, чем можно одарить человека – покоем, заменившим скорби и страсти.
Объяснение: