События в главе 7 приступ, как вы, наверное, заметили, начинают развиваться с молниеносной быстротой. каким предстает пугачев в этой главе? можно ли говорить здесь о многозначности его оценки? вспомните фразу ямщика из главы 2 вожатый: "или волк, или человек".
Учитывая историческое и культурное значение совместного проживания и духовной общности народов России 13 января 2009 г. Президент РФ подписал Указ о праздновании в 2012 году 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.
Культура народов – уникальное, неповторимое, многогранное явление. Человек любой национальности должен гордиться своим Именно это связывает его с историей страны, народа, укореняет в любви, мировоззрении, выборе жизненного пути.
Академик замечательно сказал, что “сохранение культуры необходимо для духовной, нравственной привязанности человека к родным местам. Знание истории, обычаев предков обогащает человека, он находит в этом мерило прекрасного”.
Любовь к родному языку, знание его истории – основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры. Соблюдение определенных обрядов, традиций в общественно-бытовой жизни присуще каждому народу. Народные традиции, обычаи и праздники являются средством объединения людей в нации. Каждая нация гордится своими традициями, которые воспитывают и формируют национальную гордость, чувство принадлежности к этносу. Эти чувства приносят людям духовное удовлетворение.
Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме "Мцыри" рассказывает о человеке, который горячо любит свою Родину, народ, но тяжело страдает вдали от них, не имея возможности и надежды вновь вернуться в родные края. В мрачных стенах монастыря юноша весь иссох и измучился от тоски и печали. Внимая своим душевным терзаниям, Мцыри решает ценою риска собственной жизнью покинуть монастырь. Даже неминуемость смерти (в случае неудачи) не пугает его - так велика мечта вновь увидеть Родину.
В первый день побега Мцыри наслаждается прекрасной природой родного Кавказа: "Крутом меня цвел божий сад". Он восхищается красотой виноградных лоз, пугливыми птицами, порхающими вокруг, он с благоговением отдается всем голосам природы, которые "как - будто речь свою вели о тайнах неба и земли". Любуясь потоками воды, Мцыри увидел очаровательную грузинку -и поток чувств оглушил его. Ему, монастырскому затворнику, открылось самое чарующее и манящее - красота юной девы. О, пыл страстей и жажда чувств! О, жизнь! Ты счастье наше! Но нет! Улягся, страсть, уймись, желанье. Не время отдаваться вам. Ведь Мцыри "цель одну - пройти в родимую страну - имел в душе". И потому юноше приходится превозмочь свои чувства к девушке и продолжить свой путь.
А там еще одно испытание - встреча с барсом. Красив и могуч дикий барс. Страшна была схватка, но Мцыри вышел победителем из боя, т. к. сердце его "зажегся жаждою борьбы и крови...". Борясь с могучим зверем, Мцыри понял, "что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов". Сильный, ловкий, полный неиссякаемого желания жить свободно и счастливо, Мцыри еще раз остро испытал непреодолимое желание вернуться в землю отцов и еще раз с ненавистью вспомнил свою тюрьму - монастырь, где рос и был несчастлив.
Мцыри презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме -монастыре. Страстно желая покинуть монастырь, он хотел "узнать, - прекрасна ли земля, узнать для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". Прожив всю жизнь на чужой земле, в заточении, среди ненавистных ему монахов, Мцыри горит сильным желанием увидеть свою родную землю, свои горы, свой дом. Но, к сожалению, не свершилась мечта пленника, не дошел он до дома родного. Изведав вкус свободы, Мцыри был готов еще раз заплатить столь высокую цену за те чудесные мгновенья, которые он прожил на воле.
Он счастлив тем малым, что пришлось ему испытать в жизни.
И хотя Мцыри умирает, но в предсмертный час взоры его и стремление к свободе и счастью будут являться путеводной звездой для многих поколений.