СОЧ Какое место в композиции рассказа Ч.Айтматова «Красное яблоко» занимает эпизод, когда Анара показывает отцу найденное ею красное яблоко? ( ) А. кульминация
В. эпилог
С. завязка
D. развязка
2. Определите последовательность событий в тексте рассказа В.Распутина «Уроки французского» ( )
1) « Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает»»
2) « Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая…»
3) «В первый раз я спустил девяносто копеек…»
4) « Раньше я видел яблоки только на картинках.»
А) 1, 2, 3, 4 В) 2, 4, 1, 3 С) 1,3,2,4 D) 3, 4, 2, 1
Задание 2. Назовите один из кульминационных моментов повести Ч.Айтматова «Первый учитель». ответьте вопрос одним полным предложением ( с учетом грамотности написанного)
Анализ и интерпретация ( )
Задание 3. Аргументированно ответьте на вопросы. Используйте цитаты для подтверждения своей позиции.
В чем смысл названия произведения А.Алексина «А тем временем где-то…»? ( с учетом грамотности написанного)
Какой символический смысл имеет красное яблоко для главного героя рассказа Ч.Айтматова “Красное яблоко”? ( с учетом грамотности написанного)
Задание 4. Напишите мини-эссе «Два учителя» (по рассказу В.Распутина «Уроки французского» и повести Ч.Айтматова «Первый учитель»
Работу постройте по плану:
1. Вступительное предложение
2. Что объединяет героев двух произведений?
3. Примеры из текстов, подтверждающие вашу точку зрения.
4. Вывод (заключение)
Объем работы – 4-6 предложений.
Драма состоит из четырех действия, каждое из которых
представлено несколькими явлениями.
Всё время действия, которое происходит в настоящее
(для автора) время, в большом городе Бряхимове на
Волге, занимает менее суток.
Начало завязки - приезд Паратова.
Завершением завязки можно считать явление 8
(объяснение Ларисы и Паратова) и явление 11
("блестящая мысль" Паратова - подпоить Карандышева).
Лариса объясняет Паратову причину своего замужества.
Дальнейшие события, разворачивающиеся в пьесе,
можно рассматривать как борьбу главной героини за сердце
Паратова.
Лариса, как и всякая влюбленная девушка, скорее видит
Паратова таким, каким создало его ее влюбленное воображение,
а не того, который есть в действительности.
Ларису никому не жаль, она является для окружающих
лишь красивым товаром, даже для собственной матери
и жениха.
Кульминация пьесы - пение Ларисы (а в нём - вся её чистая,
поэтическая душа).
Оно произвело на Паратова совершенно неожиданное
действие, тронуло лучшие струны его души.
Он действительно искренен в своем признании - любовь
снова заговорила в его сердце.
Но... Паратов сам не обманывается на свой счет:
благородные чувства всего лишь "шевелятся" в его душе,
но не более.
Действие IV. Явление 7 - психологическая развязка.
Лариса проиграла борьбу: "мечтанья с глаз долой, и пала
пелена". Но Лариса платит и за собственные иллюзии,
и за ошибки.
В четвертом действии основной мотив всей пьесы - тема
купли-продажи - в явлении шестом, наконец, материализуется:
Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому достанется Лариса.
Явление 11- фактическая развязка.
Сцена очень важная с психологической точки зрения.
До этого в явлении 9 единственное желание Ларисы -
"простить и умереть", но она не решается на последний
шаг.
Пьеса заканчивается смертью Ларисы, которая прощает
в свои последние минуты всех, кто, так или иначе,
привел её к гибели.
Знакомясь с произведениями Салтыкова-Щедрина, хочется больше узнать о его творчестве. Большое впечатление производит роман "Господа Головлевы".
Из истории этого произведения мы узнаем, что в его основу легли несколько рассказов о семье Головлевых, вошедших первоначально в цикл "Благонамеренные речи".
В романе очень остро критикуется паразитический класс дворян. Глазами мужика, подвергающегося беспощадной эксплуатации, смотрит писатель на помещичью усадьбу и видит в ней саму смерть, злобную, пустоутробную. С неумолимой правдивостью рисует Щедрин картину разрушения дворянской семьи, отражающую упадок, разложение, обреченность класса эксплуататоров-крепостников. Весь смысл жизни Головлевых заключается в стяжательстве, накоплении богатства, в борьбе за это богатство. Поражают подозрительность, бездушная жестокость, лицемерие, взаимная ненависть, царящие в этой семье.
Приобретательская деятельность Арины Петровны, основанная на выжимании последних соков из мужика, проводится под предлогом увеличения богатства семьи, а фактически только для утверждения личной власти. Даже собственные дети для нее "лишние рты", которых нужно кормить, на которых нужно тратить часть состояния. Изумляют спокойствие и безжалостность, с которыми Арина Петровна наблюдает, как разоряются и умирают в нищете ее дети. И только в конце жизни перед ней встал горький вопрос: "И для кого я припасала! Ночей недосыпала, куска недоедала.. . для кого"
Деспотическая власть Арины Петровны, материальная за висимость детей от произвола "маменьки" воспитывали в них лживость и угодничество.
Этими качествами особенно отличался Порфирий Головлев, получивший от других членов семьи прозвища "Иудушка" и "кровопийца". Иудушка с детских лет сумел опутать "доброго друга маменьку" паутиной лжи, подхалимства и еще при ее жизни завладел всем богатством. Создается впечатление, что Иудушка Головлев, как и Арина Петровна, это литературный тип, в котором с наибольшей силой сконцентрированы черты хищника, паразита, лицемера, это обобщение пороков всего класса собственников.
Иудушка Головлев действует только "по закону", потому что законы, существовавшие как до реформы, так и в пореформенное время, позволяют ему безнаказанно высасывать кровь из бесправных крестьян, доводить до самоубийства собственных детей, обирать и разорять родственников. С бесстыдным лицемерием совершает он подлые поступки, сопровождая их приторно-сладкими словами. Обобранному до нитки брату Степану, которого мать кормила солониной, он ласково говорит на прощание: "Вот кабы ты повел себя скромненько да ладненько, ел бы ты и говядинку, и телятинку, а не то так и соусцу бы приказал".
История семейства Головлевых свидетельствовала об исторической закономерности вырождения дворянства. Но образ Иудушки Головлева имел более широкое значение. Это символ всякой эксплуатации и угнетения, человеконенавистничества, пустословия и лжи. Эти черты характера встречаются и в современных людях. Поэтому роман имеет большое поучительное значение.