Творчество Гете стало одним из наиболее сложных явлений в истории немецкой и мировой литературы. Противоречия, которыми наполнены его произведения, это не просто индивидуальные противоречия Гете, но и противоречия всей эпохи, противоречия всей немецкой буржуазии. Трагедия «Фуст» стала самым значительным произведением поэта и явилась высшим философским и художественным достижением всей немецкой литературы конца XVIII — начала XIX века. Великая эпопея, созданная Гете по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гете удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой — бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гете по духу и единомышленник. В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли и настоящего. Произведение начинается «Посвящением» — проникновенным лирическим стихотворением, в котором звучит и скорбь о молодости и ушедших друзьях, и раздумья о судьбе будущего творения, и тревожная настороженность по отношению к его новым читателям. Здесь тесно переплелись и настоящее, лично пережитое автором и созданный им художественный мир. За «Посвящением» следуют «Театральное вступление» и «Пролог на небе», которые имеют еще более важное значение для раскрытия идейного смысла произведения. В «Прологе» отражен спор Мефистофеля с Богом о человеческом достоинстве, призвании человека и смысле его существования. Мефистофель — циник и скептик — отказывается видеть какой-либо смысл в деятельности человека, он подтверждает свое мнение, приводя в качестве примера жалких, погрязших в ничтожестве и невежестве людей. Бог же возражает ему, выдвигая ревностного искателя истины доктора Фауста. Но Мефистофель и в мучительных исканиях и сомнениях Фауста видит лишь залог его будущей гибели. Он считает его таким же ничтожным и бес как и вообще все люди. Мефистофель берется «отбить» у Бога этого «сумасброда». Бог принимает вызов, но его согласие на испытание Фауста обусловлено твердой верой в человека, в могущество его разума, в его неограниченные возможности познания тайн природы. Фантастический элемент, который вводит Гете в свое произведение, присутствует уже в первой части («Кухня ведьмы», «Вальпургиева ночь»), а во второй части резко усиливается и становится господствующим. «Малому миру» земных человеческих отношений приходит на смену «большой мир»: история и космический охват природы. Тут присутствуют и научная фантастика с сатирическим подтекстом (образ Гомункулуса), и проблема соединения различных эпох (брак Елены, символизирующей античное искусство, и Фауста, воплощающего новое время). Тут же проявляется и ненависть Гете к тупой самодовольной учености, к мнимой науке, далекой от интересов народа (образ и ученика Фауста Вагнера), и искреннее уважение к пытливому уму, непрестанным поискам истины, неуемной жажде практической деятельности (образ Фауста). Заключив договор с Мефистофелем, Фауст получает все блага: возвращенную молодость, любовь невинной и чистой Маргариты, общение с тенями античных героев, блестящую служебную карьеру при дворе императора, власть и богатство, любовь прекрасной Елены. Однако ничто из всего этого не удовлетворяет героя. Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа
Великая эпопея, созданная Гете по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гете удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой — бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гете по духу и единомышленник.
В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли и настоящего. Произведение начинается «Посвящением» — проникновенным лирическим стихотворением, в котором звучит и скорбь о молодости и ушедших друзьях, и раздумья о судьбе будущего творения, и тревожная настороженность по отношению к его новым читателям. Здесь тесно переплелись и настоящее, лично пережитое автором и созданный им художественный мир. За «Посвящением» следуют «Театральное вступление» и «Пролог на небе», которые имеют еще более важное значение для раскрытия идейного смысла произведения. В «Прологе» отражен спор Мефистофеля с Богом о человеческом достоинстве, призвании человека и смысле его существования. Мефистофель — циник и скептик — отказывается видеть какой-либо смысл в деятельности человека, он подтверждает свое мнение, приводя в качестве примера жалких, погрязших в ничтожестве и невежестве людей. Бог же возражает ему, выдвигая ревностного искателя истины доктора Фауста. Но Мефистофель и в мучительных исканиях и сомнениях Фауста видит лишь залог его будущей гибели. Он считает его таким же ничтожным и бес как и вообще все люди. Мефистофель берется «отбить» у Бога этого «сумасброда». Бог принимает вызов, но его согласие на испытание Фауста обусловлено твердой верой в человека, в могущество его разума, в его неограниченные возможности познания тайн природы.
Фантастический элемент, который вводит Гете в свое произведение, присутствует уже в первой части («Кухня ведьмы», «Вальпургиева ночь»), а во второй части резко усиливается и становится господствующим. «Малому миру» земных человеческих отношений приходит на смену «большой мир»: история и космический охват природы. Тут присутствуют и научная фантастика с сатирическим подтекстом (образ Гомункулуса), и проблема соединения различных эпох (брак Елены, символизирующей античное искусство, и Фауста, воплощающего новое время). Тут же проявляется и ненависть Гете к тупой самодовольной учености, к мнимой науке, далекой от интересов народа (образ и ученика Фауста Вагнера), и искреннее уважение к пытливому уму, непрестанным поискам истины, неуемной жажде практической деятельности (образ Фауста).
Заключив договор с Мефистофелем, Фауст получает все блага: возвращенную молодость, любовь невинной и чистой Маргариты, общение с тенями античных героев, блестящую служебную карьеру при дворе императора, власть и богатство, любовь прекрасной Елены. Однако ничто из всего этого не удовлетворяет героя.
Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа