Эпиграф предопределяет универсальный жанр, жанровую структуру романа М. Булгакова, его философско-этическую проблематику, трагическое звучание. См. вывод А.И. Ванюкова о функции эпиграфа в романе: "Булгаковский эпиграф из “Фауста” Гете заключает в себе ориентацию на оригинальное двухчастное произведение, свободно сочетающее в себе землю и небо, день и ночь (Вальпургиева ночь), поле и кабинет, винный погребок и кухню ведьмы, девичью комнату и тюрьму, императорский дворец и древнюю Спарту, Фауста и Мефистофеля, Маргариту и Елену, телесное и духовное, театральное и мистическое, реальное и символическое. Таким образом, эпиграф к “Мастеру и Маргарите” М. Булгакова представляет собой в свернутом виде романный пролог…"1. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" — это также, как и "Фауст" Гете, двухчастное произведение, свободно сочетающее в себе различные эпохи (античную и современную), землю и небо, мир реальный и трансцендентный, сцены трагические и комические, фарсовые и возвышенно-лирические, также грандиозно архитектурно-композиционное здание романа и оригинальна его философская концепция.
Во время бала перед нами раскрывается беззаботное веселье,радость и упоение персонажа.На балу он чувствует себя непринужденно,видит прекрасную девушку Варю,дочку полковника,она ему нравится,он к ней испытывает чувство любви.Но после бала,чувство его резко меняются после увиденной сцены жестокой расправы с солдатом.Его мир словно перевернулся,ничего ему не мило,и он понимает,что не может любит девушку,чей отец такой деспот.В этом и заключается нравственное пробуждение.Есть в жизни такие обстоятельства которые могут кардинально изменить представление о человеке,и отношение к нему.