В последние годы появились и научно-методические статьи об изучении в школе образа автора в художественном произведении, где автор выступает как действующее лицо или как определенная личность (не герой произведения понять изображенное в произведении, проникнуть в характеры героев. В таких произведениях, как «Капитанская дочка» А. С. Пушкина и «После бала» Л. Н. Толстого, о событиях читателю сообщает рассказчик, повествователь. Взгляды его в одних случаях совпадают со взглядами автора, а в других он весьма далек от автора и по своим взглядам, и по своему развитию. Личность рассказчика отражается в содержании и стиле произведения. Учащиеся же обычно принимают его суждения за авторские (особенно в тех случаях, когда имя рассказчика we названо). Совершенно ясна необходимость в подобных случаях анализировать образ рассказчика и выяснять авторскую точку зрения, для того чтобы учащиеся поняли, что часто рассказчик вводится в художественное произведение для более широкого охвата и глубокого отражения действительности: он сам, как герой, является объектом изображения. Важно показать учащимся, что писатель может «видеть» события, предметы, картины глазами другого человека: очевидца Бородинского сражения, современника Пугачевского восстания и т. д. Автор не только смотрит на жизнь глазами другого человека, он и ведет от его лица рассказ. Настроение рассказчика, его психологическое состояние накладывают отпечаток на все повествование. Однако важно еще научить школьников «видеть» не только специально введенного в произведение рассказчика, но и автора даже в тех случаях, когда он выступает как определенное лицо («Евгений Онегин»), и в тех случаях (особенно сложных!), когда он незримо присутствует в тексте («Отцы и дети» Тургенева). Бывает и так, что повествование ведется от автора, но события в большей или меньшей степени показаны через восприятие героев. В таком случае отбор фактов и их освещение определяются личностью того героя, с чьей точки зрения дано описание. Перед словесниками и стоит задача — научить школьников воспринимать художественное произведение как явление искусства, в котором в образной форме отражается жизнь не только через изображение событий, героев, обстоятельств их жизни, но и через образы автора, рассказчика. Они являются и частью этой действительности, и критерием ее оценки. Рассмотрение личности рассказчика в повествовании может быть различным в зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки, характера произведения. Накапливаются соответствующие наблюдения уже в восьмилетней школе. С этой точки зрения весьма полезно в процессе разбора художественного произведения в V—VII классах ставить перед учащимися вопросы об отношении автора к героям, о характере речи автора, о том, в каком порядке располагает он части произведения. В старших классах целесообразно проведение уроков, посвященных образу автора в конкретном произведении при текстуальном его изучении. Наблюдения над текстом учащимся понять, какое отражение получает личность автора в том или другом произведении. Постепенно у школьников складывается и более общее понятие о том, что образ рассказчика обычно отражается в самом повествовании. Но для того чтобы учащимся это общее понятие было совершенно ясно, недостаточно одних наблюдений над текстами произведений, необходима практическая работа — пересказ с заменой одного рассказчика другим. Переходя от наблюдений за отражением личности автора, повествователя в произведении к составлению пересказа авторского текста от лица героя, учащиеся убеждаются в том, что повествование изменяется с заменой рассказчика: отбор фактов, их освещение, эмоциональная окраска речи, соразмерность частей повествования будут определяться личностью нового повествователя. Следовательно, пересказ от лица героя практическому закреплению общего понятия об отражении личности повествователя в самом рассказе, понятия, полученного на основании наблюдений над текстами произведений. «Попытка применить выраженный словесно принцип на практике ведет к лучшему пониманию его. Иногда только этим впервые достигается понимание»,— пишут советские психологи. Но не только в этом смысле пересказ от лица героя является средством углубленного изучения литературы. Такой вид пересказа вызывает большой интерес у школьников, заставляет их внимательно вчитываться в текст художественного произведения, стимулирует активное его изучение. Особую роль в этой работе играет точка зрения, с которой нужно посмотреть на события, описанные автором.
Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына — Остап и Андрий. Два дюжих молодца, здоровых и крепких, лиц которых ещё не касалась бритва, смущены встречей с отцом, подшучивающим над их одеждой недавних семинаристов. Старший, Остап, не выдерживает насмешек отца: «Хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-Богу, поколочу! » И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, совсем нешуточно тузят друг друга тумаками. Бледная, худощавая и добрая мать старается образумить буйного своего мужа, который уже и сам останавливается, довольный, что испытал сына. Бульба хочет таким же образом «поприветствовать» и младшего, но того уже обнимает, защищая от отца, мать. По случаю приезда сыновей Тарас Бульба созывает всех сотников и весь полковой чин и объявляет о своём решении послать Остапа и Андрия на Сечь, потому что нет лучшей науки для молодого казака, как Запорожская Сечь. При виде молодой силы сыновей вспыхивает воинский дух и самого Тараса, и он решается ехать вместе с ними, чтобы представить их всем старым своим товарищам. Бедная мать всю ночь сидит над спящими детьми, не смыкая глаз, желая, чтобы ночь тянулась как можно дольше. Её милых сыновей берут от нее; берут для того, чтобы ей не увидеть их никогда! Утром, после благословения, отчаявшуюся от горя мать еле отрывают от детей и уносят в хату. Три всадника едут молча. Старый Тарас вспоминает свою буйную жизнь, слеза застывает в глазах, поседевшая голова понурится. Остап, имеющий суровый и твердый характер, хотя и ожесточившийся за годы обучения в бурсе, сохранил в себе природную доброту и тронут слезами своей бедной матери. Одно только это его смущает и заставляет задумчиво опустить голову. Андрий также тяжело переживает прощание с матерью и родным домом, но его мысли заняты воспоминаниями о прекрасной полячке, которую он встретил перед самым отъездом из Киева. Тогда Андрий сумел пробраться в спальню к красавице через трубу камина, стук в дверь заставил полячку спрятать молодого казака под кровать. Татарка, служанка панночки, как только беспокойство, вывела Андрия в сад, где он едва от проснувшейся дворни. Прекрасную полячку он ещё раз видел в костеле, вскоре она уехала — и сейчас, потупив глаза в гриву коня своего, думает о ней Андрий. После долгой дороги Сечь встречает Тараса с сыновьями своей разгульной жизнью — признаком запорожской воли. Казаки не любят тратить время на военные упражнения, собирая бранный опыт лишь в пылу битв. Остап и Андрий кидаются со всею пылкостью юношей в это разгульное море. Но старому Тарасу не по душе праздная жизнь — не к такой деятельности хочет готовить он своих сыновей. Повстречавшись со всеми своими сотоварищами, он все придумывает, как поднять запорожцев в поход, чтобы не тратить казацкую удаль на беспрерывное пиршество и пьяное веселье. Он уговаривает казаков переизбрать кошевого, который держится мира с врагами казачества. Новый кошевой под напором самых воинственных казаков, и прежде всего Тараса, пытается найти обоснование для выгодного похода на Турещину, но под влиянием прибывших из Украйны козаков, рассказавших о притеснениях польских панов над народом Украйны, войско единодушно решает идти на Польшу, чтобы отомстить за все зло и посрамление православной веры. Таким образом война приобретает народно-освободительный характер.
В таких произведениях, как «Капитанская дочка» А. С. Пушкина и «После бала» Л. Н. Толстого, о событиях читателю сообщает рассказчик, повествователь. Взгляды его в одних случаях совпадают со взглядами автора, а в других он весьма далек от автора и по своим взглядам, и по своему развитию. Личность рассказчика отражается в содержании и стиле произведения. Учащиеся же обычно принимают его суждения за авторские (особенно в тех случаях, когда имя рассказчика we названо). Совершенно ясна необходимость в подобных случаях анализировать образ рассказчика и выяснять авторскую точку зрения, для того чтобы учащиеся поняли, что часто рассказчик вводится в художественное произведение для более широкого охвата и глубокого отражения действительности: он сам, как герой, является объектом изображения.
Важно показать учащимся, что писатель может «видеть» события, предметы, картины глазами другого человека: очевидца Бородинского сражения, современника Пугачевского восстания и т. д. Автор не только смотрит на жизнь глазами другого человека, он и ведет от его лица рассказ. Настроение рассказчика, его психологическое состояние накладывают отпечаток на все повествование.
Однако важно еще научить школьников «видеть» не только специально введенного в произведение рассказчика, но и автора даже в тех случаях, когда он выступает как определенное лицо («Евгений Онегин»), и в тех случаях (особенно сложных!), когда он незримо присутствует в тексте («Отцы и дети» Тургенева). Бывает и так, что повествование ведется от автора, но события в большей или меньшей степени показаны через восприятие героев.
В таком случае отбор фактов и их освещение определяются личностью того героя, с чьей точки зрения дано описание.
Перед словесниками и стоит задача — научить школьников воспринимать художественное произведение как явление искусства, в котором в образной форме отражается жизнь не только через изображение событий, героев, обстоятельств их жизни, но и через образы автора, рассказчика. Они являются и частью этой действительности, и критерием ее оценки.
Рассмотрение личности рассказчика в повествовании может быть различным в зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки, характера произведения. Накапливаются соответствующие наблюдения уже в восьмилетней школе. С этой точки зрения весьма полезно в процессе разбора художественного произведения в V—VII классах ставить перед учащимися вопросы об отношении автора к героям, о характере речи автора, о том, в каком порядке располагает он части произведения. В старших классах целесообразно проведение уроков, посвященных образу автора в конкретном произведении при текстуальном его изучении.
Наблюдения над текстом учащимся понять, какое отражение получает личность автора в том или другом произведении. Постепенно у школьников складывается и более общее понятие о том, что образ рассказчика обычно отражается в самом повествовании. Но для того чтобы учащимся это общее понятие было совершенно ясно, недостаточно одних наблюдений над текстами произведений, необходима практическая работа — пересказ с заменой одного рассказчика другим. Переходя от наблюдений за отражением личности автора, повествователя в произведении к составлению пересказа авторского текста от лица героя, учащиеся убеждаются в том, что повествование изменяется с заменой рассказчика: отбор фактов, их освещение, эмоциональная окраска речи, соразмерность частей повествования будут определяться личностью нового повествователя.
Следовательно, пересказ от лица героя практическому закреплению общего понятия об отражении личности повествователя в самом рассказе, понятия, полученного на основании наблюдений над текстами произведений.
«Попытка применить выраженный словесно принцип на практике ведет к лучшему пониманию его. Иногда только этим впервые достигается понимание»,— пишут советские психологи.
Но не только в этом смысле пересказ от лица героя является средством углубленного изучения литературы. Такой вид пересказа вызывает большой интерес у школьников, заставляет их внимательно вчитываться в текст художественного произведения, стимулирует активное его изучение. Особую роль в этой работе играет точка зрения, с которой нужно посмотреть на события, описанные автором.