Стихотворение содержит ряд противопоставлений: свободная природа - скованный властью поэт-изгнанник, холодность - пламенность, бесчувствие - страдание. Но поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. Поэтика Жанр - элегия. Стихотворный метр - четырёхстопный дактиль, система рифмовки - перекрёстная, дактилические рифмы. Основной приём стихотворения - аллегория. Автор ведёт воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он соотносит свою судьбу с движением туч. Возникает образ странника, одиноко бредущего по дорогам жизни. В стихотворении сливаются две важнейшие лермонтовские темы: свободы и одиночества. В первой строфе образы туч и лирического героя сопоставлены, а во второй строфе они резко противопоставляются: тучам чужды страсти и страдания, они - "вечно холодные, вечно свободные". Этот контраст подчёркивает трагическую несвободу, изгнанничество лирического героя. В риторических вопросах, которые герой задаёт тучам: Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? слышны те причины горечи и разочарования, которые заставляют самого героя покинуть родину и умчаться в чужие края. Тучки так же, как и герой, мчатся "с милого севера", но ими не руководит жестокий рок, в них нет души, они не испытывать боль. Причина их "бега" иная: Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Поэт использует также выразительные эпитеты, синтаксические повторы, инверсии ("Тучки небесные, вечные странники, / Степью лазурною, цепью жемчужною..."). Это придаёт стихотворению лиризм и напевность.
Встреча ассоль и капитана грея два человека, такие непохожие на обывателей вокруг, живут в двух мирах, реальном и своем собственном. и мечтают о необыкновенном. встреча ассоль и грея — удивительная, как в сказке, но кажется, что именно так это и должно было произойти! кажется, что ассоль давно-давно любила и ждала своего принца — с того самого момента, как волшебник рассказал ей о корабле с алыми парусами, как лонгрен решил — пусть дочка живет с этой сказочной мечтой. кажется, что грей давно-давно полюбил ассоль — еще до того, как увидел ее спящей на дороге. как будто две струны зазвучали вместе.. скоро наступит то утро, когда корабль подойдет к берегу, и ассоль закричит: "я здесь! вот я! " -- и бросится бежать прямо по воде. мечта, если в нее поверить, то есть отдать ей жизнь, что бы ни говорили благоразумные" люди, становится могучей творящей силой. встреча ассоль и грея была неизбежна, потому что их судьбы в детстве похожи, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе, добры и бескорыстны, оба верят в мечту. встреча не была случайной: грей сделал все, чтобы эта встреча состоялась и была именно такой, о какой мечтала ассоль (девушка, «которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом») . а стала ли встреча счастливой для ассоль и грея можно понять из слов самого грея: «что до меня, то наше начало – мое и ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь» удивительно, поэтическое повествование александра грина как будто убеждает нас, читателей: сила любви огромна, если эта любовь чистая, искренняя, если это любовь нетронутой, незапятнанной, неиспорченной души. уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант « бережно, но со смехом, сам потрясенный и удивленный тем, что наступила невыразимая, не доступная никому драгоценная минута, грей поднял за подбородок вверх это давно-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки, наконец, ясно раскрылись… »