Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «арабески» (1835), получившем высокую оценку в.г. белинского. гоголь начал работать над повестью в период создания «вечеров на хуторе близ диканьки» (примерно в 1831 году). в его записной книге сохранились наброски «невского проспекта» вместе с черновыми записями «ночи перед рождеством» и «портретом». повести гоголя «невский проспект», «записки сумасшедшего», «портрет» (1835), «нос» (1836), «шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. сам писатель не объединял их в особый цикл. все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в и культуру как художественное целое, как цикл. это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества). тематика повести основная тема повести — жизнь петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными1 интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека. сюжет и композиция повести выясняются в ходе беседы. примерные вопросы. — какую роль играет описание невского проспекта в начале повести? — какой момент является завязкой действия? — как складывается судьба пискарёва? — как складывается судьба пирогова? — какую роль играет описание невского проспекта в финале повести? гоголь соединяет в повести изображение общих, типичных сторон жизни большого города с судьбой отдельных героев. общая картина жизни петербурга раскрывается в описании невского проспекта, а также в авторских обобщениях по ходу повествования. таким образом, судьба героя дана в общем движении жизни города. описание невского проспекта в начале повести является экспозицией. неожиданный возглас поручика пирогова, обращённый к пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками — завязка действия с двумя контрастными развязками. завершается повесть также описанием невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.
Подводится итог главной проблеме романа: когда же избавится русский человек от обломовщины, проснется от духовного сна и пойдет вперед, навстречу солнцу. Стало быть, никогда. Внутренний мир Ильи Ильича успокоился, теперь уже до конца. Наносятся завершающие штрихи на портрет Обломова, он показан постаревшим человеком в кругу семьи, где он уже окончательно погрузился в духовную спячку. А со смертью Обломова происходит и видимое окончание сюжетообразующего общественного конфликта. Казалось бы, что идеал человека – Штольц, однако его нельзя считать победителем. В финале романа окружённая мещанским комфортом Ольга начинает все чаще испытывать острые приступы грусти и тоски. Её тревожит вечные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования. И Штольц не оправдывает её надежд. Он говорит: «мы не титаны с тобой – мы не пойдём с мятежными вопросы, не примем их вызова, склоним головы и смерено переживём трудную минуту» . Финал романа остается открытым, конфликт двух типов личности продолжается.