Повествование в рассказе ведется от имени одиннадцатилетнего мальчика, который из-за отсутствия в его деревне средней школы вынужден поехать учиться в райцентр. жить там ему пришлось одному, мальчик тосковал по дому и семье. но вернуться обратно ему не позволяло врожденное упорство и осознание необходимости образования. мальчик знал, что если бросит все и уедет, то будет презирать себя всю оставшуюся жизнь за малодушие и слабость.он оставался в городе даже несмотря на голод. видно, что герой умный и способный, а еще прилежный. он не мог пойти в школу с невыполненными . кроме этого, он придумал, пусть и не лучший, способ заработать денег на еду – азартные игры.они давались ему неплохо, что вызывало зависть и злость у соперников. за это они несправедливо и бесчестно его избили. но в сердце мальчика не было злобы по отношению к ним. он добрый и честный, также прощал исчезновение продуктов хозяйке, у которой жил.когда о его тяжелом положении стало известно учительнице французского языка, она попыталась мальчику, накормить его. но гордость и чувство собственного достоинства не дали ему принять такое предложение. тогда доброй учительнице пришлось пойти на хитрость, которая впоследствии к ее увольнению. она предложила ученику сыграть на деньги с ней самой.такое предложение не противоречило принципам мальчика и он согласился, считая, что так деньги будут им заработаны. эта закончилась для учительницы печально, но ей все же удалось какое-то время поддержать ученика и показать ему, что посторонние люди тоже могут бескорыстно .мы видим, что у героя рассказа хорошее воспитание, он добрый, честный и обладает чувством собственного достоинства. у мальчика живой ум и он умеет выносить тяготы жизни. из таких детей вырастают хорошие, сильные духом люди